Антология Як

 
     
 
На_главную 
 
     
     
 
АВФ-10
 
 
АВФ-10бис
 
 
АВФ-20
 
 
АВФ-34
 
 
ВВА-3
 
 
ВВА-5
 
 
АИР-1
 
 
АИР-2
 
 
№2
 
 
АИР-3
 
 
АИР-4
 
 
АИР-5
 
 
АИР-6 (1930)
 
 
АИР-6
 
 
АИР-7
 
 
АИР-8
 
 
Проект_(1933)
 
 
Проект_(1934)
 
 
АИР-9
 
 
АИР-10 (1934)
 
 
АИР-10
 
 
АИР-11
 
 
АИР-12
 
 
АИР-13
 
 
АИР-14
 
 
АИР-15
 
 
АИР-16
 
 
АИР-17 (1936)
 
 
№17
 
 
№18
 
 
№19
 
 
№20
 
 
№21 (1936)
 
 
№21
 
 
№22
 
 
ББ-22
 
 
№23 (1938)
 
 
№23 (1939)
 
 
№24
 
 
№25
 
 
И-26
 
 
ДИ-26
 
 
УТИ-26
 
 
И-27
 
 
И-28
 
 
И-29
 
 
И-30
 
 
№31
 
 
Р-12
 
 
УТ-1
 
 
УТ-2
 
 
УТ-3
 
 
УТ-15
 
 
УТ-21
 
 
УТ-23
 
 
Проект_с_М-16
 
 
Проект_с_МБ-100
 
 
Проект_с_М-250
 
 
Як-1
 
 
Як-2
 
 
Як-3 (1941)
 
 
Як-3 (1942)
 
 
Як-3
 
 
Як-3 РД-3
 
 
Як-4
 
 
Як-5 (1940)
 
 
Як-5
 
 
Як-6
 
 
Як-7
 
 
Як-7Р
 
 
Як-8
 
 
Як-9
 
 
Як-9ВРДК
 
 
Як-10 (1944)
 
 
Як-10
 
 
Як-11 (1943)
 
 
Як-11
 
 
Як-12 (1945)
 
 
Як-12
 
 
PZL-101
 
 
Шэньхан-1
 
 
Фэйлун-1
 
 
Хэйлунцзян-1
 
 
Яньань-1
 
 
Хунци-1
 
 
Як-13
 
 
Як-13 (1951)
 
 
Як-14 (1945)
 
 
Як-14
 
 
АСУ-57
 
 
Як-15
 
 
Як-16
 
 
Як-17РД-10
 
 
Як-17
 
     
     
     
     

 

 

 

Портрет А.С. Яковлева. Художник А.Г. Кручина

ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич
(1906-1989)

Родился 19 марта (1 апреля) 1906 г в Москве. Отец Сергей Васильевич Яковлев (1879-1939), мать Нина Владимировна (1880-1970). В 1914-1923 гг получил среднее образование в мужской гимназии Н.П. Страхова (после 1917 г — Единая трудовая школа 2 ступени №50). С 1919 по 1922 г работал курьером и секретарем в Главтопе.
Интерес к авиации впервые проявился в постройке в 1921 г действующей модели планера. В 1922 г организовал школьный авиамодельный кружок, в 1923 г — ячейку ОДВФ. В том же году был приглашен И.Л. Анощенко к участию в постройке планера, благодаря чему вместе с ним присутствовал на Первых всесоюзных планерных испытаниях в Коктебеле. В 1924 г построил первый планер собственной конструкции АВФ-10, получивший диплом на Вторых всесоюзных планерных испытаниях.
1 апреля 1924 г добровольно вступил в ряды РККА. Во время службы в армии в звании красноармейца работал на различных должностях (рабочий, кладовщик, шофер, помощник моториста) учебно-летного отряда Академии воздушного флота (после 1925 г. – Военно-воздушная академия). С 1927 по 1931 г слушатель инженерного факультета ВВА. В 1927 г построил свой первый самолет АИР-1, на котором были установлены первые советские мировые рекорды. Параллельно с обучением в академии занимался конструкторской деятельностью, за это время им было создано 5 самолетов.
С 1931 г работал в авиационной промышленности. Трудовая биография Яковлева неразрывно связана с историей созданного им конструкторского бюро, впоследствии названного его именем. С 1935 главный, в 1956-1984 гг - генеральный конструктор, в 1935-1952 гг одновременно директор завода №115, в 1940-1946 гг одновременно заместитель наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению. Кроме того был главным конструктором завода №47 (1934), завода №464 (1947), председателем Научного совета МАП (1946-1948), заведующим кафедрой проектирования и конструкции самолетов МАИ (1944-1958), председателем редколлегии журнала "Техника воздушного флота" (1942-1947). Вышел на пенсию 21 августа 1984 г в возрасте 78 лет.
Под руководством Яковлева создано более двухсот типов и модификаций самолетов, из них более ста серийных, построенных в количестве свыше 70 тысяч экземпляров. Он создал свою школу в самолетостроении, для которой характерна высокая культура проектирования, стремление к простоте конструктивного решения и широта творческого диапазона.
Депутат Верховного Совета СССР (1946-1989), академик Академии Наук СССР (1976; член-корреспондент 1943), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). Награжден десятью орденами Ленина (1939, 1940, 1942, 1944, 1945, 1950, 1956, 1966, 1981, 1984), орденом Октябрьской Революции (1971), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1955), орденами Суворова 1-й (1945) и 2-й (1944) степеней, орденами Отечественной войны 1-й степени (1945), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1933), медалями. Кроме того награжден французскими орденами: офицерским крестом ордена Почетного легиона (1945) и Военным крестом (1945).
Лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948), Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1977). Кроме того ему был присужден ряд наград ФАИ: диплом Поля Тиссандье (19 57), Почетный диплом (1966), Золотая авиационная медаль (1967).
Член ВКП(б) с 1938 г.
В 1943 г на собственные средства приобрел истребитель Як-9, который вручил известному летчику П.А. Покрышеву.
Автор книг "Рассказы авиаконструктора", "Цель жизни", "50 лет советского авиастроения", "Советские самолеты", ряда журнальных и газетных статей.
Был дважды женат. В 1934-1937 гг состоял в браке с Лидией Николаевной Рудинкиной. В 1938 г женился на Екатерине Матвеевной Медниковой. Во втором браке имел двух сыновей, Сергея и Александра.
Скончался 22 августа 1989 г в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 1990 г Яковлева имя было присвоено созданному им конструкторскому бюро. В 2006 г его именем названа улица в Москве. Бронзовый бюст установлен в Москве на Ленинградском проспекте. На доме в котором он жил (Ленинградский проспект, 71) установлена мемориальная доска.



ОКБ имени А.С. Яковлева

А.С. Яковлев был создателем и долгое время руководителем конструкторского бюро, впоследствии названного его именем. Уже во время постройки его первого самолета АИР-1 вокруг него сложилась группа энтузиастов, которая положила начало конструкторскому бюро. День первого полета АИР-1 12 мая 1927 года считается датой рождения ОКБ А.С. Яковлева, хотя официально он было создано спустя несколько лет.
В апреле 1931 г. при заводе №39 имени В.Р. Менжинского была создана группа легкой авиации (КБ Осоавиахима). Начальником группы был назначен Яковлев. В августе 1932 г. группа получила свое первое помещение – часть деревообделочного цеха филиала завода №39. Ее состав был расширен до 13 конструкторов и 5 рабочих.
В январе 1934 г. группа была выделена в самостоятельную конструкторско-производственную единицу и получила название КПБ (Конструкторско-производственное бюро) с одновременным переходом из Осоавиахима в подчинение Спецавиатресту под эгидой Главного управления авиационной промышленности НКТП. В марте 1934 г. КПБ было переведено на территорию филиала завода № 132 Спецавиатреста, представлявшего собой кроватную мастерскую. На ее основе создается Завод легких самолетов. Заводское оборудование включало один токарный станок, несколько столярных и слесарных верстаков, а также набор инструментов и чертежные принадлежности. Штат завода составлял 30 человек. Ближайшими помощниками Яковлева в то время были конструкторы К.А. Вигант, К.В. Синельщиков, Е.А. Адлер, Л.М. Шехтер, чертежник В. Алексеев, токарь Максимов, столяры Хромов и Панкратов, слесари Жиров и Поздняков.
В июне 1935 г. он преобразуется в Государственный союзный завод № 115. Яковлев назначается директором и главным конструктором завода. В 1939 г. в штате числилось 45 конструкторов и чертежников и 152 рабочих, вся производственная база состояла из 44-х станков.
Во время Великой Отечественной войны ОКБ-115 находится в эвакуации в Новосибирске при заводе №153.
30 апреля 1966 г. ОКБ присвоено наименование Московский машиностроительный завод (ММЗ) "Скорость".
После ухода Яковлева на пенсию в июле 1984 г. ответственным руководителем ММЗ "Скорость" назначен Александр Александрович Левинских.
14 июля 1990 г. Совет Министров РСФСР присвоил ММЗ "Скорость" имя А.С. Яковлева.
С 1989 г. генеральным конструктором, а с 1991 г. председателем совета директоров являлся Александр Николаевич Дондуков. С 1994 г. генеральным конструктором и генеральным директором, а с 2001 г. председателем совета директоров стал Олег Федорович Демченко.
23 декабря 1992 г. было принято решение о переименовании ММЗ "Скорость" имени А.С. Яковлева в ОКБ имени А.С. Яковлева. В августе 1993 г. ОКБ было преобразовано в Акционерное общество открытого типа (АООТ), а затем в Открытое акционерное общество (ОАО) "Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева".
В 2004 г ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева" вошло в состав ОАО "Корпорация "Иркут". В рамках корпорации на базе бывшего ОКБ в 2009 г был сформирован Инженерный центр имени А.С. Яковлева. Директором центра назначен Константин Федорович Попович. В 2023 г ПАО "Корпорация "Иркут" было переименовано в ПАО "Яковлев".
За заслуги в создании, производстве и эксплуатации новой авиационной техники ОКБ имени А.С. Яковлева неоднократно награждалось правительственными наградами: 6 сентября 1942 г. орденом Ленина; 2 ноября 1944 г. орденом Красного Знамени; 23 июня 1981 г. орденом Октябрьской Революции.
Юридический адрес: Россия, 125315, г. Москва, Ленинградский проспект, 68.
Официальный сайт http://www.yak.ru



Обозначения самолетов А.С. Яковлева

Система обозначений самолетов А.С. Яковлева в силу ряда причин не была постоянной и менялась в разные периоды времени. Нередко один и тот же самолет имел несколько обозначений, в то же время одно и то же обозначение могло присваиваться разным машинам, что вносит некоторую путаницу при классификации.
Свою конструкторскую деятельность Яковлев начал будучи мотористом учебно-летного отряда Академии воздушного флота (с 1925 г. – Военно-воздушной академии), а затем слушателем ее инженерного факультета. Многие курсанты и преподаватели академии занимались конструированием и постройкой летательных аппаратов, как правило, называя их в честь своей alma mater. Поэтому свои первые планеры и самолет Яковлев назвал соответственно АВФ-10, АВФ-20 и ВВА-3.
Позже, следуя бытовавшей в 20-30 годы моде называть образцы техники в честь известных государственных и политических деятелей, ранние самолеты Яковлева обозначались аббревиатурой АИР, представлявшей собой инициалы председателя ЦС Осоавиахим А.И. Рыкова, с присвоением соответствующего порядкового номера (АИР-1, АИР-2 и т.д.). Такой выбор объясняется помощью развитию спортивной авиации и поддержкой молодых авиаконструкторов, которую оказывал Осоавиахим и лично Рыков. Все первые самолеты Яковлева строились именно на средства Осоавиахим. Возможно, определенную роль здесь могло сыграть и созвучие с английским словом air.
После ареста Рыкова в 1937 г. и последовавшего затем его расстрела как "врага народа", Яковлев был вынужден отказаться от этой аббревиатуры и в дальнейшем использовался только порядковый номер (например, №17, №24, №25). При этом сохранилась сквозная нумерация с предыдущими машинами. Исключение составили самолеты, использовавшиеся или предполагаемые к использованию в ГВФ, которые обозначались по первой букве фамилии конструктора (например, Я-6, Я-19 и т.д.). Значительно позднее в некоторых источниках из соображений политкорректности все ранние машины Яковлева задним числом упоминались только под обозначением "Я" (например, Я-1 вместо АИР-1 и т.д.).
Через некоторое время к порядковому номеру стало добавляться сокращенное обозначение типа самолета (например, учебно-тренировочный УТ-21, ближний бомбардировщик ББ-22, истребитель И-28 и пр.). Поскольку в то время единого стандарта в этой области не существовало, имели место случайные совпадения с самолетами других конструкторов (например, с И-28 Яценко). Некоторым особняком в этом ряду стоят УТ-1, УТ-2, УТ-3 и Р-12, получившие свои обозначения в соответствии с системой нумерации ВВС.
Самолеты, использовавшиеся в качестве летающей лаборатории для испытания устройств и агрегатов других конструкторов (двигателя, шасси, элементов крыла и пр.), могли иметь собственное обозначение (например, СЕН, ПС), как правило, носившее неофициальный характер.
В декабре 1940 г. постановлением правительства все новые образцы авиационной техники по аналогии с германской системой предписывалось называть по имени главного конструктора. Именно тогда возник знаменитый бренд "Як", существующий и поныне. Сквозной нумерации с предыдущими самолетами не сохранялось, и первый самолет по новой классификации получил обозначение Як-1 (ранее обозначавшийся как И-26). В соответствии с тем же постановлением истребители имели нечетные номера, бомбардировщики и штурмовики – четные. Однако и после этого не всегда соблюдалась строгая последовательность присвоения номеров. Нередко обозначения, присвоенные опытным или экспериментальным машинам, не пошедшим в серийное производство, затем повторно использовалось для других самолетов. Так, например, обозначение Як-50 в разное время имели реактивный перехватчик и спортивный самолет. Упоминание подобных "двойников" на этом сайте будет сопровождаться специальным пояснением или указанием года выпуска.