Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 
 
     
     
 

ЛТХ

 
 

Чертежи

 
 

Окраска_1

 
 

Окраска_2

 
 

Окраска_3

 
 

Окраска_4

 
 

Окраска_5

 
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Як-7

Як-7


Модификации:

Як-7УТИ
Як-7
Як-7М
Як-7А
Як-7Б М-105ПА
Як-7Б М-105ПФ
Як-7Б с АФА-ИМ
Як-7Б ПВО
Як-7Б ночной истребитель
Як-7Б М-106
Як-7-37
Як-7 М-82А
Як-7ПД
Як-7В
Як-7Б с ПВРД
Як-7Р
Як-7Д
Як-7ДИ
Як-7П
Як-7 с гермокабиной
Як-7Л
Як-7Б(У)

Як-7УТИ

Учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением.
Создан на базе опытного учебно-тренировочного истребителя УТИ-26-2. Серийный самолет имел следующие отличия от УТИ-26-2: установлена съемная моторама, хвостовое колесо выполнено неубирающимся (в связи с чем пневмоцилиндр уборки костыля снят и заменен подкосом, жестко соединяющим верхнюю часть костыля с фермой фюзеляжа), число оборотов двигателя понижено с 2700 до 2350 об/мин, заменены маслорадиатор на ОП-293 и водорадиатор на ОП-196 соответственно, установлен электрический бензиномер БЭ-09, один (левый) пулемет ШКАС с боекомплектом 500 патронов.
Первый полет на первом серийном Як-7УТИ №01-02 выполнил П.Я. Федрови 18 мая 1941 г. на Центральном аэродроме в Москве.
Як-7УТИ строился серийно с апреля по сентябрь 1941 г на заводе №301 в Москве, а после его эвакуации на заводе №153 в Новосибирске. Всего выпущено 186 самолетов.


Як-7

Як-7 с двигателем М-105ПА и винтом ВИШ-61П являлся модификацией двухместного учебно-тренировочного истребителя Як-7УТИ в одноместный боевой истребитель.
Работа производилась на заводе №301 по инициативе ведущего инженера К.В. Синельщикова. В серийный Як-7УТИ были внесены следующие изменения: установлена бронеспинка; снят фото-кинопулемет; непротектированные бензобаки заменены протектированными; установлена система заполнения бензобаков нейтральным газом от баллона с углекислым газом; установлена одна мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, два синхронных пулемета ШКАС с боезапасом 1500 патронов и шесть ракетных установок (по три под каждой консолью крыла) для реактивных снарядов РС-82. Фонарь задней кабины и костыль остались без изменений, поэтому одноместный Як-7 по своему внешнему виду практически не отличался от двухместного Як-7УТИ.
Строился серийно. Было выпущено 62 самолета Як-7 (51 на заводе №301 с сентября по октябрь 1941 г. и 11 на заводе №153 в декабре 1941 г.).


Як-7М

Як-7М (модифицированный) с двигателем М-105ПА и винтом ВИШ-61П представлял переделку серийного Як-7УТИ в одноместный боевой истребитель с пушечным вооружением.
В Як-7УТИ были внесены следующие изменения: сняты пулемет ШКАС с установкой, оборудованием и патронами, а также сидение и оборудование задней кабины; установлена мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов, две крыльевых пушки ШВАК с боезапасом по 110 снарядов; на место второго пилота бензобак емкостью 80 л (60 кг); бронеспинка у сидения пилота; фара ФС-155; автоматические предкрылки, узлы крепления и проводка к реактивным орудиям под 6 ракетных снарядов РС-82. В связи с установкой в крыле пушек и патронных ящиков объемы консольных бензобаков уменьшены на 23 л каждый, произведены усиления и переделки крыла. Уменьшен размах крыла (9,74 м против 10,0 м), концы крыла сделаны менее закругленными из условий размещения предкрылков достаточного размаха, тяги управления элеронами перенесены на задний лонжерон для улучшения доступа к ним, увеличена площадь посадочных щитков.
Модификация была произведена в КБ завода №292 в сентябре 1941 г. Первый полет совершен 3 октября 1941 г. Як-7М был рекомендован к запуску в серийное производство, однако в серии он не строился.


Як-7А

Обозначение Як-7А носили самолеты Як-7 завода № 153, в которые были внесены следующие изменения: установлена приемо-передающая радиостанция; хвостовое колесо выполнено частично убирающимся (с 19-й серии); установлены дополнительные щитки, полностью прикрывающие вырезы для колес в крыле при убранном шасси; сдвижная часть фонаря задней кабины заменена откидывающимся на правый борт фанерным колпаком (с 17-й серии); изменена конструкция газоотводных труб пулеметов (с 17-й серии); взамен звеньеотводов установлены звеньесборники; уменьшены радиусы желобов под пулеметы в капоте двигателя; установлено управление форсажом двигателя; установлена система заполнения бензобаков нейтральным газом (с 14-й серии) по измененной схеме; электрические бензиномеры заменены механическими поплавкового типа (с 16-й серии); произведена перекомпоновка приборной доски (с 31-го самолета 16-й серии).
Вооружение Як-7А не отличалось от вооружения Як-7 и состояло из мотор-пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов и двух синхронных пулеметов ШКАС с общим боезапасом 1000 патронов.
Як-7А выпускался на заводе №153 в январе-мае 1942 г., всего было построено 277 самолетов.


Як-7Б М-105ПА

Як-7Б М-105ПА представлял собой дальнейшее развитие серийного Як-7А и отличался от него более мощным вооружением и аэродинамическими усовершенствованиями.
Вооружение Як-7Б состояло из мотор-пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов и двух синхронных пулеметов УБС с общим боезапасом 400 патронов (левый пулемет - 260, правый - 140). Кроме того, в перегрузку под крылом можно было подвешивать шесть РС-82 или две бомбы от 25 до 100 кг каждая.
В конструкцию были внесены следующие изменения: улучшены всасывающие патрубки двигателя; хвостовое колесо сделано полностью убирающимся; улучшена внешняя отделка самолета; увеличено число оборотов двигателя; установлены усовершенствованные туннели водо- и маслорадиаторов и др.
Самолеты Як-7Б М-105ПА выпускались на заводе № 153 с апреля по июль 1942 г. Всего был построен 261 самолет.


Як-7Б М-105ПФ

Як-7Б с форсированным двигателем М-105ПФ являлся фронтовым истребителем и отличался от своего предшественника Як-7Б М-105ПА, главным образом, мощностью двигателя, увеличенной со 1050 до 1180 л.с. Кроме того, был осуществлен ряд мероприятий, направленных на улучшение аэродинамики и уменьшение полетной массы самолета.
Як-7Б поздних серий имели пониженный гаргрот и каплевидный фонарь (подобно Як-1Б).
Як-7Б М-105ПФ серийно выпускался на двух заводах - новосибирском №153 с августа 1942 г по декабрь 1943 г и на московском №82 - с мая 1942 г по июль 1944 г. Всего выпущено 5120 самолетов Як-7Б М-105ПФ.


Як-7Б с АФА-ИМ

Як-7Б М-105ПФ в варианте фоторазведчика представлял собой серийный Як-7Б, оборудованный фотоаппаратом АФА-ИМ и предназначенный для разведки с высот от 300-400 м до 3000 м.
Фотоаппарат размещался у правого борта самолета между 3-й и 4-й рамами фюзеляжа. Для прохода световых лучей в АФА-ИМ перед его объективом вырезался фотолюк размером 135х135 мм. Фотолюк закрывался специальной створкой. Установка фотоаппарата массой 10 кг смещала центровку самолета назад на 0,5% и увеличивала противокапотажный угол на несколько десятых градуса. Дооборудование самолетов для фоторазведки могло производиться силами строевых частей непосредственно в полевых условиях в соответствии с прилагавшейся к самолету технической документацией.
Было выпущено примерно 350 самолетов Як-7Б с фотооборудованием под фотоаппарат АФА-ИМ на заводах №153 и №82.


Як-7Б ПВО

Модификация серийного Як-7Б М-105ПФ, предназначенная для работы в системе ПВО. Самолет дополнительно оборудовался радиополукомпасом РПК-10, посадочной фарой ФС-155 на левой консоли крыла и электросветовой сигнализацией убранного положения шасси.
Як-7Б ПВО выпускался в следующих количествах: каждый 10-й, каждый 100-й или сериями по 5-10 машин. В систему ПВО ежемесячно поставлялись 20 самолетов Як-7Б.


Як-7Б ночной истребитель

Проект ночного истребителя на основе серийного Як-7Б М-105ПФ.
В конструкцию были внесены следующие изменения: установка крыла с предкрылками, дополнительного бензобака в задней кабине, приемопередающей радиостанции и радиополукомпаса РПК-10. Для облегчения конструкции предусматривалось снятие бронеспинки.
Проектирование выполнено в январе 1942 г. Проект не был реализован.


Як-7 М-106

Проект модернизации Як-7Б путем установки более мощного и высотного двигателя М-106-1ск с односкоростным центробежным нагнетателем консрукции В.А. Доллежаля. Установка нового мотора позволяла ожидать увеличение максимальной скорости до 535 км/ч у земли и 610 км/ч на высоте 3750 м.
Проектирование выполнено в конце 1942 г. Проект не был реализован в связи с задержкой поставки двигателя. Дальнейшие работы по установке двигателя М-106 были продолжены на Як-9 (см. здесь).


Як-7-37

Як-7-37 являлся модификацией серийного самолета Як-7Б М-105ПА и отличался от него более мощным пушечным вооружением.
Як-7-37 имел следующее вооружение: мотор-пушка МПШ-37 Б.Г. Шпитального калибра 37 мм, два синхронных пулемета УБС калибра 12,7 мм и в перегрузку - шесть РС-82. Боезапас пушки - 20 снарядов, пулеметов - 450 патронов (для левого пулемета - 260, для правого - 190). По мощности огня Як-7-37 значительно превосходил все известные истребители 1942 г. В связи с установкой нового вооружения в конструкцию Як-7 были внесены следующие основные изменения: для размещения казенной части пушки и сохранения центровки самолета в допустимых пределах кабина летчика смещена назад на 400 мм, задняя кабина ликвидирована, крыло с трапециевидными законцовками оборудовано автоматическими предкрылками, установлено хвостовое колесо увеличенного размера (300х125 вместо 255х110 мм), для улучшения взлетных свойств самолета осуществлено управление форсажем двигателя за счет большего открытия заслонки на входе в нагнетатель, установлены антенна, приемная радиостанция, верхние щитки шасси, фара, система НГ от выхлопа отработанных газов двигателя и др.
Як-7-37 был выпущен небольшой серией в августе 1942 г. (22 самолета без предкрылков) на заводе №153, проходил войсковые испытания на Северо-Западном фронте в 42 ИАП 240 ИАД и хорошо проявил себя в воздушных боях.


Як-7 М-82А

Як-7 М-82А представлял собой модификацию Як-7 с более мощным и высотным звездообразным двигателем воздушного охлаждения М-82А А.Д. Швецова.
С этой целью в серийный Як-7 помимо замены двигателя были внесены следующие основные изменения: крыло оборудовано автоматическими предкрылками; изменены форма и размеры крыла по типу самолетов Як-5 и Як-7М (размах уменьшен с 10,0 до 9,74 м, концы крыла сделаны менее закругленными); в местах установки крыльевых пушек произведено усиление лонжеронов и обшивки крыла; в верхней обшивке сделаны люки для подхода к крыльевым пушкам и их патронным ящикам; увеличена площадь посадочных щитков (с 1,77 до 2,125 кв.м); в подфюзеляжной части крыла установлены (дополнительно к четырем имевшимся) два бензобака по 40 л каждый; в отсеке, ранее занятом задней кабиной, установлен бензобак емкостью 80 л,; изменена передняя часть фюзеляжа для крепления к ней новой моторамы; фонарь выполнен только над передней кабиной и для обеспечения обзора вперед поднят на 100 мм; в кабине установлены бронеспинка и бронестекла; хвостовое колесо сделано убирающимся и увеличено до 300х125 мм; на противопожарной перегородке установлены новый маслобак заправочной емкостью 45 л, маслорадиатор типа ОП-293; на двигателе установлен металлический трехлопастный винт АВ-5Л-127 диаметром 2,8 м; двигатель закрыт капотом типа НАКА с регулируемым выходом, всасывающий патрубок располагался в верхней части капота; выхлопной коллектор имел две секции, каждая на 7 цилиндров; установлены приемопередающая радиостанция РСИ-4 и радиополукомпас РПК-10 (рамка РПК размещалась внутри деревянного гаргрота фюзеляжа).
Самолет вооружен двумя крыльевыми пушками ШВАК с боезапасом по 100 снарядов, одним синхронным пулеметом УБС с боезапасом 260 патронов и шестью установками под РС-82.
Работа по переделке Як-7 под М-82А носила экспериментальный характер и продолжалась с августа 1941 г. по январь 1942 г. Первый полет совершен 28 февраля 1942 г.
Самолет изготовлен в двух экземплярах. Производство второго экземпляра ("дублера") было осуществлено с сентября по декабрь 1942 г. Он имел винт увеличенного диаметра, измененное капотирование двигателя, металлическое крыло и удлиненное шасси. Полеты на нем не производились. Дальнейшие работы были прекращены в связи с запуском в серийное производство Ла-5 с тем же двигателем.


Як-7ПД

Як-7ПД представлял собой высотный истребитель-перехватчик, предназначенный для использования в ПВО.
Модификация заключалась в установке на серийный Як-7Б опытного двигателя М-105ПД с нагнетателем Э-100 В.А. Доллежаля. В связи с установкой двигателя М-105ПД были переделаны моторамы, маслобак и примыкающие к двигателю участки масло- и бензопроводов. Кроме того был установлен улучшенный всасывающий патрубок, переделан верхний гаргрот фюзеляжа и фонарь кабины летчика по типу Як-1Б, установлены переднее и заднее бронестекла, радиомачта с двухлучевой антенной (однако радиостанцией самолет не оборудовали из-за отсутствия генератора, экранировки и металлизации).
Вооружение включало одну мотор-пушку ШВАК с боекомплектом 120 снарядов.
Опытный экземпляр был построен в сентябре 1942 г. Як-7ПД серийно не строился вследствие недоведенности двигателя.


Як-7В

Як-7В (вывозной) с двигателем М-105ПА (позднее - с М-105ПФ) и винтом ВИШ-61П представлял собой двухместный учебно-тренировочный истребитель и являлся модификацией серийного Як-7УТИ.
В отличие от Як-7УТИ у Як-7В шасси было сделано неубирающимся, снято вооружение, упрощена и облегчена конструкция. Кроме того, куполы в крыле для колес шасси были закрыты; в куполах сделаны люки для осмотра узлов крепления стоек шасси к крылу и крыла к фюзеляжу; механизм, проводка и агрегаты проводки, обеспечивающие уборку шасси, сняты; стойки шасси установлены вертикально, колеса поставлены без разворота (устранение выворота колес и наклона стоек шасси вовнутрь улучшило условия работы амортизаторов, пневматиков и шкворней крепления стоек к лонжерону крыла); хвостовое колесо сделано неубирающимся и увеличено до 300х125 мм; дюралевая вилка хвостового колеса заменена сварной из стали; в кабине инструктора поставлены поручни для удобства влезания в кабину, установлен дополнительный кран, позволяющий инструктору выключать тормозное управление ученика; с ручки управления самолетом в передней кабине снято управление огнем оружия; капот сделан без вырезов под вооружение; из передней и задней кабин снято кислородное оборудование; приборная доска передней кабины сильно упрощена: оставлены лишь пилотажные приборы и приборы контроля работы двигателя; на приборной доске передней кабины оставлены ложные кран шасси и щиток сигнализации положения шасси с зеленой и красной лампами. На серийных Як-7В были установлены фибровые бензобаки без протектора, вмещающие 271 кг бензина.
Як-7В выпускался серийно с мая 1942 г. по декабрь 1943 г. Всего выпущено 597 Як-7В (510 заново и 87 переделано из Як-7Б).


Як-7Б с ПВРД

Для испытаний и отработки прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД) ДМ-4С конструкции И.А. Меркулова использовался серийный Як-7Б М-105ПФ.
Два ДМ-4С размещались под крылом Як-7Б, по одному на каждой консоли. Горючим для них служил бензин из основных баков самолета. ПВРД использовались как ускорители для кратковременного увеличения максимальной скорости полета.
Испытания проводились с мая по декабрь 1944 г. В связи с окончанием войны и последующим появлением турбореактивных двигателей применение ПВРД было признано бесперспективным.


Як-7Р

Проект истребителя-перехватчика на базе Як-7.
Комбинированная двигательная установка состояла из двух ПВРД ДМ-4С конструкции И.А. Меркулова под крылом самолета и одного ЖРД Д-1А конструкции Л.С. Душкина в хвостовой части фюзеляжа. Горючим для ДМ-4С служил бензин из крыльевых баков. В Д-1А в качестве горючего использовался керосин, а в качестве окислителя - азотная кислота. Самолет должен был иметь четыре бензобака в крыле (по два в каждой консоли), два бака для керосина позади кабины и один бак для азотной кислоты там же.
В связи с принципиально новой двигательной установкой убирались винт, двигатель М-105ПА, моторама, капот двигателя, масло- и водосистемы и т.д. Из винтомоторной группы Як-7 оставались лишь четыре крыльевых бензобака с проводкой. Вместо хвостового колеса с резиновым пневматиком предусматривался металлический ролик.
Вместо двигателя на четырех узлах крепления моторамы к фюзеляжу подвешивалась кабина летчика, представлявшая собой каркас из стальных труб, обшитый листовым дюралем. Вынесение кабины вперед привело к удлинению самолета на 1,325 м.
На месте кабины устанавливались баки для керосина и азотной кислоты.
В связи с установкой в хвостовой части фюзеляжа ЖРД руль направления был обрезан в нижней части и наращен в верхней. Общая высота вертикального оперения увеличилась на 0,042 м.
Вооружение - два пулемета УБС в носовой части кабины с боезапасом по 200 патронов.
Проектирование Як-7Р было закончено 27 августа 1942 г. Проект не реализован из-за отсутствия в то время надежно работавших серийных ПВРД.


Як-7Д

Як-7Д (дальний) представлял собой модификацию серийных самолетов Як-7В и Як-7Б в дальний разведчик с наблюдателем или с аэрофотоаппаратом в задней кабине.
Для постройки самолета был использован серийный фюзеляж вывозного Як-7В с установленными на нем двигателем М-105ПФ и оперением, а также опытное крыло, изготовленное заводом №153. Шасси, хвостовое колесо и некоторые другие конструктивные элементы были взяты с Як-7Б. Для увеличения дальности полета устанавливались 11 бензобаков общей емкостью 925 л. В связи с этим существенному изменению подверглись конструкция крыла, а также бензо- и маслосистемы самолета. При той же площади 17,15 кв.м крыло имело меньший размах (9,74 против 10,0 м) и менее закругленные концы с учетом возможной в дальнейшем установки предкрылков.
Як-7Д был построен в июне 1942 г. в одном экземпляре и серийно не строился.


Як-7ДИ

Як-7ДИ (дальний истребитель) с двигателем М-105ПФ являлся модификацией фронтового истребителя Як-7Б.
Модификация была предпринята в июне 1942 г. с целью облегчения конструкции и увеличения запаса горючего для улучшения летно-тактических характеристик и расширения возможностей боевого применения. Облегчение Як-7ДИ по сравнению с Як-7Б было достигнуто, главным образом, за счет перехода от деревянного крыла к крылу смешанной конструкции и снятия одного пулемета УБС с боезапасом 200 патронов. Для постройки головного Як-7ДИ использовали серийный фюзеляж Як-7Б с установленными двигателем М-105ПФ и оперением и опытное крыло самолета Як-7Д, изготовленные по чертежам ОКБ. В крыле разместили четыре дюралевых протектированных бензобака общей вместимостью 673 л (500 кг). Вооружение Як-7ДИ состояло из одной мотор-пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов и одного левого синхронного пулемета УБС с боезапасом 200 патронов. В перегрузку - две бомбы по 50 или 100 кг.
Як-7ДИ мог использоваться в двух основных вариантах - дальний истребитель и фронтовой истребитель (облегченный на 200 кг за счет уменьшения запаса топлива).
Производство Як-7ДИ было закончено 25 июня 1942 г. В июле того же года был изготовлен второй экземпляр (Як-7ДИ Дублер) в качестве эталона для серийного производства. Як-7ДИ был запущен в серию под обозначением Як-9.


Як-7П

Як-7П (пушечный) являлся модификацией серийного самолета Як-7Б. Главным отличием Як-7П являлась установка двух дополнительных синхронных пушек ШВАК вместо пулеметов УБС.
Модернизация была проведена в инициативном порядке в 281 САМ в 1943 г. Испытания были проведены в НИИ ВВС с 4 ноября по 13 декабря 1943 г. Трехпушечный Як-7П серийно не строился. Данная схема вооружения была реализована в серии на Як-9УТ в 1944 г. и на Як-3П в 1945 г.


Як-7 с гермокабиной

Экспериментальный самолет для испытания гермокабины конструкции А.Я. Щербакова.
Переоборудован из серийного Як-7Б с установкой новой гермокабины вентиляционного типа. Самолет был построен в одном экземпляре и передан на испытания в ЛИИ НКАП 16 мая 1943 г. Результат испытаний был признан неудовлетворительным. Повторные испытания были проведены в августе 1943 г. После доработки и внесения изменений самолет был предъявлен на госиспытания 1 мая 1944 г. Конструкция гермокабины оказалась неудачной и не была рекомендована к серийному производству.


Як-7Л

Экспериментальный самолет для исследования крыла ламинарного профиля.
Переоборудован из серийного Як-7Б летом 1944 г в ЦАГИ под руководством А.А. Лапина с установкой нового крыла. Крыло было скомпоновано из ламинарных профилей ЦАГИ-145, разработанных Г.П. Свищевым. Форма в плане и конструкция крыла были аналогичны серийному. Сравнительные испытания с серийным и опытным крылом были проведены с 14 июля по 9 сентября. Испытания показали, что использование ламинарных профилей позволяет увеличить максимальную скорость с 14 км/ч у земли до 33 км/ч на второй границе высотности.
Самолет был построен летом 1944 г в одном экземпляре.


Як-7Б(У)

Двухместный учебно-тренировочный самолет на базе серийного Як-7Б.
В связи с прекращением серийного производства Як-7В, на АРЗ №87 (Ростов-на-Дону) в 1944 г. было организовано переоборудование снимаемых с вооружения истребителей Як-7Б в учебно-тренировочный вариант. С этой целью с завода №153 были переданы оснастка, техническая документация и оставшийся задел. Переоборудование включало установку второй кабины и двойного управления. Кроме того, подобная переделка осуществлялась в авиационных частях и авиамастерских собственными силами.



   

<<

>>