Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 
 
     
     
 

Описание

 
 

ЛТХ

 
 

Чертежи

 
 

Окраска

 
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

АИР-4

АИР-4


Модификации:

АИР-4 с двигателем "Walter"
АИР-4 с двигателем М-23
АИР-4 с механизированным крылом
АИР-4 (ПС) с целлулоидной обшивкой

АИР-4 с двигателем "Walter"

Двухместный подкосный моноплан-парасоль с пирамидальным шасси. Спроектирован на основе АИР-3 с незначительными изменениями. Отличается от АИР-3 несколько более широким фюзеляжем. Доступ в кабины облегчен путем установки дверей в бортах фюзеляжа. Для контроля и замены амортизации костыля в хвостовой части фюзеляжа сделан люк с крышкой.
Крыло аналогично крылу АИР-3. Элероны подвешиваются на четырех шарнирах. Хвостовое оперение на АИР-4 более тонкого профиля и изменено по форме.
Шасси общей оси не имеет, по сравнению с АИР-3 его колея более широкая. Каркас из стальных труб со съемными дюралюминиевыми обтекателями. Полуось и задняя труба жестко соединены между собой и могут поворачиваться вокруг одной оси. Амортизация резиновыми шайбами обтекаемого сечения, работающими на сжатие. Между шайбами — дюралюминиевые пластины. Двенадцать упругих элементов после затяжки представляют собой пакет высотой 180 мм. Вес шасси без колес — 12 кг.
Управление самолетом из обеих кабин. Три бензобака емкостью по 110 литров установлены в центроплане. На крышке каждого — напорные трубки.
Первый экземпляр изготовлен на заводе №39 в сентябре 1930 г. Построена небольшая серия из 3-х (по другим данным — 2-х) самолетов.

АИР-4 с двигателем М-23

Представлял собой модификацию серийного АИР-4 путем установки трехцилиндрового двигателя НАМИ М-23 мощностью 65 л.с. Большая мощность обеспечивала несколько лучшие летные характеристики, однако из за недоведенности двигателя серийно не строился.
Был переделан один экземпляр в 1931 г.

АИР-4 с механизированным крылом

В 1932 г в НИИ самолетостроения ГВФ и экспериментально-аэродинамическом отделе ЦАГИ была начата разработка щитков-закрылков для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолетов. Летные исследования проводились на серийном АИР-4 с заново спроектированным механизированным крылом. На крыле были установлены четырехсекционные щитки с отклонением до 60 градусов от номинального положения. Приводились они червячным механизмом, соединенным со штурвалом в пилотской кабине. Поскольку щитки занимали всю заднюю кромку крыла, были установлены концевые плавающие элероны, представляющие собой свободно подвешенные на оси законцовки крыла. Необходимый момент крена возникал при повороте законцовок на 15 градусов, после выполнения эволюции элероны свободно отклонялись вверх и вниз в зависимости от направления потока на крыле. Площадь подвижных законцовок составляла 16% площади крыла.
Летные исследования модернизированного крыла состоялись в 1933 г. Минимальная скорость планирования снизилась до 35 км/ч, посадочная — до 30 км/ч. Существенно сократились длина разбега при взлете и длина пробега при посадке. Была отмечена повышенная устойчивость и хорошая управляемость машины на малых скоростях.

АИР-4 (ПС) с целлулоидной обшивкой

Экспериментальный самолет с целлулоидной обшивкой. Специального обозначения не имел, но в некоторых источниках именовался как ПС ("Прозрачный самолет").
Представлял собой переделку серийного АИР-4. Работа велась в рамках программы по созданию визуально невидимого самолета в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского в 1935-36 гг под руководством профессора С.Г. Козлова. Для обеспечения невидимости использовался принцип прозрачности.
Обшивка самолета была выполнена из целлоновой пленки (по другим источникам из родоида). Демонтаж части работающей фанерной обшивки потребовал усиления конструкции путем установки дополнительных нервюр, распорок и расчалок. Из трех бензобаков был оставлен только один. Стенки силовых балок лонжеронов, нервюры, ферменный каркас фюзеляжа, капот, колеса и прочие непрозрачные элементы конструкции окрашены белой краской, смешанной с алюминиевым порошком и отлакированы.
Первый полет совершен 25 июля 1935 г (летчик М.П. Вахрушев). В августе 1935 г самолет успешно прошел госиспытания, однако дальнейшие работы над проектом были прекращены, что мотивировалось низкой механической прочностью целлона и снижением прозрачности при эксплуатации.



   

<<

>>