Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 
 
     
     
 

ЛТХ

 
 

Чертежи

 
 

Окраска_1

 
 

Окраска_2

 
 

Окраска_3

 
 

Окраска_4

 
 

Окраска_5

 
 

Окраска_6

 
 

Окраска_7

 
 

Окраска_8

 
 

Окраска_9

 
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Як-3

Як-3


Модификации:

Як-1М
Як-3
Як-3ПД
Як-3П
Як-3Т
Як-3 ВК-107А
Як-3 ВК-108
Як-3РД
Як-3 РД-3
Як-3У
Як-3М


Як-1М

Як-1М с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П в конструктивном отношении представлял собой дальнейшее развитие Як-1 и отличался меньшими габаритами крыла и полетной массой, более совершенной аэродинамикой и более высокими летно-тактическими характеристиками.
Крыло состояло из набора металлических лонжеронов, металлических и деревянных нервюр, деревянных стрингеров и фанерной обшивки. Площадь крыла по сравнению с Як-1 уменьшена на 2,3 кв.м и составляла 14,85 кв.м.
Бензосистема в отличие от Як-1 имела три бака: два консольных по 120 кг и один центропланный, расходный на 30 кг. Крыльевые баки защищены облегченным протектором: снизу и с боков - 5,5-мм слой губки "Аназот" и сверху - 2-мм слой резины. Расходный бак протектора не имел.
Система охлаждения двигателя на Як-1М отличалась тем, что был установлен новый, имевший большую охлаждающую поверхность, водорадиатор ОП-492 (вместо ОП-203) более утопленный в фюзеляж.
Два круглых девятидюймовых маслорадиатора, включенных параллельно, были размещены в центропланной части крыла под полом кабины летчика. Тоннели имели вход в передней кромке крыла (с обеих сторон капота), рядом с заборником воздуха в нагнетатель двигателя и выход на нижнем центральном люке крыла справа и слева от входа в тоннель водорадиатора. Перенос маслорадиатора из-под двигателя в центропланную часть крыла позволил сделать гладкой нижнюю панель капота и тем самым существенно улучшить его внешние обводы.
Як-1М был построен в двух экземплярах - №1 и "Дублер". Постройка экземпляра №1 закончилась 15 февраля 1943 г., заводские испытания проводились с 28 февраля по 7 июня 1943 г, госиспытания - основные с 7 июня по 4 июля и дополнительные 21-22 июля 1943 г.
Як-1М "Дублер" имел улучшенную аэродинамику, двигатель повышенной мощности М-105ПФ2, винт ВИШ-105СВ-1, усиленное вооружение, полотняная обшивка была заменена фанерной. Постройка Як-1М "Дублер" была закончена 9 сентября 1943 г. Заводские испытания проводились с 20 по 30 сентября 1943 г., госиспытания - с 6 по 15 октября 1943 г.
Як-1М был запущен в серийное производство под обозначением Як-3.


Як-3

Серийный Як-3 представлял собой свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции. Фюзеляж ферменный, сварной из стальных труб, с обшивкой из дюралюминия в носовой части и фанеры в хвостовой. Моторама выполнена как единое целое с фермой фюзеляжа. Фонарь кабины обтекаемой формы, трехсекционный, со сдвижной средней частью.
Крыло двухлонжеронное с разъемом по оси самолета и фанерной обшивкой. Между лонжеронами расположены два протектированных бензобака, а в средней части под фюзеляжем небольшой расходный бачок. Крыло снабжено посадочными щитками. Элероны дюралюминиевые, с полотняной обшивкой.
Киль и стабилизатор деревянные, с фанерной обшивкой. Рули дюралюминиевые, с полотняной обшивкой.
Основное шасси одностоечное, с масляно-воздушными амортизаторами, убирающееся в носок крыла перед главным лонжероном. Хвостовая опора оборудовалась полуавтоматическим стопором. В убранном положении ниши шасси полностью закрывались щитками.
Двигатель жидкостного охлаждения ВК-105ПФ2 V-образный, 12 цилиндровый, с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем. Винт металлический трехлопастной, изменяемого шага ВИШ-105СВ.
Вооружение: одна мотор-пушка ШВАК и два (до 13 серии только один) пулемета УБС.
По сравнению с Як-1М "Дублер" серийный Як-3 имел повышенную прочность крыла и стоек шасси, вырезы в крыле под бензиномеры отнесены ближе к концам крыла, установлены новые водо- и маслорадиаторы, улучшены формы и отделка внешней поверхности самолета.
Первый серийный Як-3 был построен 1 марта 1944 г. Первый полет совершен 8 марта 1944 г. Производство было развернуто на заводах №292 в Саратове и №31 в Тбилиси. Всего было выпущено 4797 экземпляров.


Як-3ПД

Як-3ПД представлял собой высотную модификацию серийного Як-3 путем установки двигателей ВК-105ПД и ВК-105ПВ.
Як-3ПД с ВК-105ПД был выпущен в конце января 1945 г. Самолет имел следующие особенности: площадь крыла увеличена на 0,5 кв.м за счет увеличения размаха на 0,6 м; установлен опытный винт ВИШ-105Л-2 диаметром 3,0 м со шлифованными лопастями; всасывающий патрубок двигателя расположен под фюзеляжем впереди туннеля водорадиатора; двигатель оборудован впрыском спиртоводяной смеси между ступенями нагнетателя; вооружение - одна мотор-пушка НС-23 с 60 снарядами. Испытания продолжались до мая 1945 г.
Як-3ПД с ВК-105ПВ был выпущен 28 сентября 1944 г. Заводские испытания проводились с 29 сентября по 7 октября 1944 г.
Як-3ПД серийно не строился ввиду недоведенности двигателя.


Як-3П

Як-ЗП (пушечный) был оснащен тремя пушками Б-20 калибра 20 мм. На нем была установлена одна мотор-пушка Б-20М (боезапас 120 снарядов) и две синхронные Б-20С (боезапас по 130 снарядов каждая). Масса секундного залпа Як-3П составляла 3,52 кг/с. На самолете были усилены средние части нервюр; установлены замки на дополнительные щитки шасси; установлены улучшенные бензиномеры; трубка Вентури перенесена из туннеля водорадиатора в зализ крыла; радиоприемник РСИ-4А заменен на РСИ-6М. Госиспытания проводились в НИИ ВВС с 23 марта по 9 апреля 1945 г.
Як-3П строился серийно на заводах №292 и №31 с апреля 1945 г. до середины 1946 г. Всего было выпущено 596 экземпляров.


Як-3Т

Як-3Т (танковый) был оснащен облегченной 37-мм мотор-пушкой Н-37 (боезапас 25 снарядов) и двумя синхронными 20-мм пушками Б-20С (боезапас по 100 снарядов каждая). Масса секундного залпа Як-3Т составляла 5,75 кг/с. Самолет имел следующие особенности: кабина пилота сдвинута назад на 400 мм; установлен опытный винт ВИШ-105Л-28; уменьшена емкость бензобаков с 372 до 355 л; установлен опытный водорадиатор ОП-622 и др.
Производство Як-3Т было закончено 8 января 1945 г. Заводские испытания проводились с 19 по 31 января 1945 г. Госиспытания проходили в НИИ ВВС с 17 февраля по 27 апреля 1945 г.
В связи с окончанием войны и недоведенностью винтомоторной группы Як-3Т серийно не строился.


Як-3 ВК-107А

Представлял собой модификацию Як-3 с установкой более мощного и высотного двигателя ВК-107А.
Опытный Як-3 ВК-107А был построен в двух экземплярах: №1 и "Дублер" в январе 1944 г.
В связи с установкой нового двигателя в конструкцию самолета внесены следующие основные изменения: моторама переделана под двигатель ВК-107А; для улучшения центровки кабина пилота сдвинута назад на 400 мм; усилены цилиндры амортизированных стоек шасси; увеличена емкость масло- и бензосистемы, установлен винт ВИШ-107ЛО и др.
Вооружение состояло из двух синхронных пушек Б-20С калибра 20 мм с боезапасом по 120 снарядов.
Испытания показали, что самолет имеет многочисленные дефекты винтомоторной группы, а также недостаточную прочность конструкции.

В марте 1946 г. была выпущена головная серия Як-3 ВК-107А с металлическим крылом в количестве 3 экземпляров (№№01-01, 03-01 и 04-01). Эти машины имели следующие особенности: крыло, киль и стабилизатор выполнены металлическими с дюралевой обшивкой, установлены маслорадиаторы ОП-700 и водорадиаторы ОП-554у; радиостанция РСИ-6; однолучевая антенна с мачтой; на Як-3 №№ 01-01 и 03-01 установлены передние бронестекла и др.
Самолет № 01-01 был оснащен двумя синхронными пушками Б-20С (боезапас по 120 снарядов), №№ 03-01 и 04-01 - двумя синхронными пушками Б-20С и одной мотор-пушкой Б-20М (боезапас по 100 снарядов).

В 1945-46 гг. в серию был запущен цельнометаллический Як-3 ВК-107А. Масса самолета была уменьшена за счет замены дюралевой обшивки крыла и оперения, фанерной обшивки фюзеляжа и матерчатой обшивки рулей обшивкой из электрона; некоторые стальные элементы конструкции были заменены дюралевыми.
Вооружение состояло из мотор-пушки Б-20М и одной (левой) синхронной пушки Б-20С с боезапасом по 120 снарядов.
До 1946 г. заводом №31 было выпущено 48 цельнометаллических Як-3 ВК-107А.


Як-3 ВК-108

Представлял собой модификацию Як-3 с установкой более мощного двигателя ВК-108.
Был оснащен винтом ВИШ-107ЛТ-5; водорадиатором ОП-624; маслорадиатором ОП-622; туннель водорадиатора был опущен вниз на 60 мм; выхлопной коллектор заменен раздельными выхлопными патрубками; верхняя крышка капота выполнена без желобов для стволов пушек; всасывающий патрубок выведен под двигатель и др.
Вооружение состояло из одной мотор-пушки НС-23 калибра 23 мм с боезапасом 60 снарядов.
Постройка была закончена 1 октября 1944 г.
В связи с недоведенностью двигательной установки Як-3 ВК-108 серийно не строился.


Як-3РД

Як-3РД представлял собой экспериментальный истребитель с комбинированной силовой установкой. Кроме поршневого двигателя ВК-105ПФ2 на нем был установлен в хвостовой части фюзеляжа жидкостный ракетный двигатель РД-1 конструкции В.П. Глушко. В связи с этим была изменена форма хвостовой части и оперения. Керосин (50 кг) и окислитель (200 кг) находились в двух специальных крыльевых баках. Продолжительность работы РД-1 на режиме максимальной тяги составляла 3 мин.
Як-3РД был изготовлен в одном экземпляре в декабре 1944 г. 16 августа 1945 г. самолет потерпел катастрофу, пилот погиб.
В связи с появлением турбореактивных двигателей, работы над комбинированными двигательными установками были признаны бесперспективными.


Як-3 РД-3

Проект реактивного истребителя на базе серийного Як-3.
Двигательная установка включала ЖРД РД-3 конструкции В.П. Глушко с номинальной тягой 900 кгс. В качестве горючего использовался керосин, а в качестве окислителя — азотная кислота. В отличие от Як-3 пилотская кабина сдвинута вперед, а её место заняли баки с кислотой. Перекомпоновка фюзеляжа и вынесение кабины вперёд привели к удлинению самолета на 2 м. Крыло и горизонтальное оперение взяты от Як-3 без изменений. В связи с установкой ЖРД руль направления обрезан в нижней части, при этом площадь вертикального оперения увеличилась. Вооружение состояло из одной пушки Н-37 и двух пулемётов УБ, расположенных в носовой части фюзеляжа.
Работа над проектом велась под руководством Л.М. Шехтера с мая по декабрь 1944 г. Проект не был реализован, поскольку двигатель РД-3 не был построен.
Подробнее см. на соответствующей странице.


Як-3У

Был оснащен звездообразным двигателем воздушного охлаждения АШ-82ФН А.Д. Швецова и винтом ВИШ-105В4. В связи с установкой нового двигателя были изменены моторама, выхлопная система, маслосистема, установлен новый капот и изменены обводы средней части фюзеляжа. Размах крыла увеличен до 9,4 м (площадь крыла выросла на 0,5 кв. м); крыло по отношению к фюзеляжу смещено вперед на 219 мм; кабина пилота поднята вверх на 84 мм; деревянные элементы конструкции и полотняная обшивка заменены на дюралевые.
Вооружение состояло из двух синхронных пушек Б-20С с боезапасом по 120 снарядов.
Постройка опытного экземпляра была закончена 23 апреля 1945 г.
В связи с окончанием войны Як-3У серийно не строился, однако в дальнейшем на его основе был создан двухместный учебно-тренировочный самолет Як-У (Як-11).


Як-3М

В 1992 г. на оренбургском НПО "Стрела" был возобновлен выпуск Як-3 в качестве спортивного самолета под обозначением Як-3М (в некоторых источниках упоминается как Yak-3UA или Yak-3UM).
Конструкция самолета цельнометаллическая. Винтомоторная группа состоит из 12-цилиндрового V-образного двигателя жидкостного охлаждения Allison V-1710-F30R мощностью 1500 л.с. с карбюратором Stromberg PD12K8, а также металлического трехлопастного винта Hamilton Standard 23D50-495. В связи с установкой другой ВМГ воздухозаборник карбюратора перенесен на верхнюю часть капота, а длина самолета увеличилась на 250 мм. На самолет установлено современное пилотажно-навигационное и радиооборудование, включающее приемопередатчик Garmin SL40, транспондер Becker ATC4401, аварийный радиомаяк и пр. Вооружение и прицельное оборудование отсутствует.
С 1992 по 1993 г. выпущено 14 экземпляров.



   

<<

>>