Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 
 
     
     
 

Описание

 
 

ЛТХ

 
 

Чертежи

 
 

Окраска

 
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Як-5

Як-5


Тренировочный истребитель, спроектированный на основе УТ-2Л (эталон 1944 г). Представлял собой одномоторный одноместный моноплан с низкорасположенным крылом.
Фюзеляж и крыло выполнены из дерева, элероны, хвостовое оперение, капоты, обтекатели и зализы — дюралевые, моторама и стойки шасси — из стальных труб.
Фюзеляж ферменный, усиленный расчалками. Носовая, центральная и конец хвостовой части представляют собой жесткую ферму с работающей обшивкой, образуемую четырьмя лонжеронами, а хвостовая — расчалочную. Лонжероны и рамы изготовлены из сосны, расчалки выполнены из 2-мм стальной проволоки. Кабина пилота полностью закрыта трехсекционным фонарем со сдвигающейся назад средней частью.
Крыло состоит из центроплана, наглухо соединенного с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. Конструкция центроплана и консолей двухлонжеронная, с работающей фанерной обшивкой. Каждая половина центроплана имеет по четыре нервюры. Стыки центроплана и фюзеляжа закрыты дюралюминиивыми зализами. Под центропланом расположен посадочный щиток, отклоняемый на 50°. Каждая консоль крыла имеет по 14 нервюр. Элерон — щелевой, снабжен аэродинамической компенсацией, разделен по размаху на две половины. Обшивка консолей крыла — фанерная. Носок элерона зашит фанерой, остальная часть обтянута полотном.
Стабилизатор неразъемный, двухлонжеронный, симметричного профиля. Каждая его половина состоит из шести нервюр. До переднего лонжерона носок стабилизатора зашит фанерой. Между передним и задним лонжеронами натянуты крест-накрест по две пары стальных проволочных расчалок. Руль высоты — однолонжеронный, состоит из двух одинаковых половин, соединяемых кронштейнами. Между корневой точкой крепления качалки руля высоты к лонжерону н второй нервюрой руля размещена косая нервюра. За лонжероном обшивка — полотняная. Киль — двухлонжеронной конструкции, крепится к стабилизатору и фюзеляжу двумя узлами. Он имеет четыре нервюры и три раскоса. Обшивка кипя до переднего лонжерона — фанерная, остальная часть обтянута полотном. Руль направления — однолонжеронный. Носок руля до лонжерона зашит фанерой. Обшивка — полотняная.
Винтомоторная группа включает пятицилиндровый звездообразный двигатель М-11М мощностью 145 л.с., закрываемый капотом с индивидуальными обтекателями головок цилиндра и деревянный двухлопастной винт ВИШ-327Д-25А диаметром 2,5 м. с коком на втулке винта. Двигатель крепится к фюзеляжу с помощью моторамы, представляющей собой сварную ферму из стальных труб.
Шасси трёхопорное с маслянно-воздушной амортизацией. Колеса основных стоек тормозные 500х125 мм, хвостовое — 200х80 мм.
В состав оборудования входили радиоприемник РСИ-4, радиополукомпас РПК-10, прицел ПБП-1А, фотокинопулемет, посадочная фара.
Вооружение — один синхронный пулемет ШКАС с боекомплектом 300 патронов.
Як-5 и УТ-2Л были полностью унифицированы, что должно было упростить серийное производство.

Самолет был изготовлен в августе 1944 г в одном экземпляре путем переделки из серийного УТ-2. Первый полет совершен 1 сентября 1944 г (летчик-испытатель В.Л. Расторгуев). В сентябре 1944 г. самолет прошел госиспытания в НИИ ВВС (летчик-испытатель А.В. Синельников).
Серийно не строился в виду отказа от запуска в серию УТ-2Л, поскольку цельнодеревянная конструкция уже не отвечала современным требованиям.



   

<<

>>