Модификации:
Як-1 М-105П войсковой серии
Як-1 М-105П массовый
Як-1 М-105ПА
Як-1 с усиленным вооружением
Як-1 с управлением пограничным слоем
Як-1 М-82
Як-1 в зимнем варианте
Як-1 с бомбардировочным и реактивным вооружением
Як-1 М-105ПФ
Як-1 с улучшенной аэродинамикой
Як-1 облегченный
Як-1 (Як-1Б) с улучшенным обзором, бронированием и вооружением
Як-1 МПВО
Як-1 с АФА-И
Як-1 с подвесными баками
Як-1 М-106
Як-1М
Як-1 М-105П войсковой серии
Одноместный фронтовой истребитель Як-1 под маркой И-26 первоначально был запущен в так называемую
"малую", "нулевую", или "войсковую" серию на московском заводе №301 для проведения войсковых испытаний.
Всего было выпущено 11 экземпляров.
Представлял собой свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла и убирающимся в полете шасси обычной схемы.
Конструкция смешанная, фюзеляж и моторама ферменные, сваренные из хромансилевых труб и представляющие одно целое.
Переднюю часть фюзеляжа образует капот двигателя из отдельных съемных дюралюминиевых крышек.
Боковые стенки хвостовой части фюзеляжа имеют полотняную обшивку на деревянных стрингерах.
Верхний и нижний гаргроты хвостовой части фюзеляжа представляют собой деревянные каркасы, обшитые фанерой.
Пилотская кабина закрыта трехсекционным фонарем из плексигласа. В задней части кабины установлена бронеспинка толщиной 8 мм.
Крыло деревянное, двухлонжеронное, неразъемное с работающей фанерной обшивкой толщиной от 5 до 2,5 мм.
Лонжероны коробчатого сечения из сосновых реек и фанерных стенок. Нервюры ферменно-балочного типа.
Узлы крепления крыла к фюзеляжу расположены на лонжеронах и носке крыла.
Между лонжеронами установлена дюралюминиевая ферма для крепления узла шасси.
Фанерная обшивка крыла крепится на казеиновом клее и шурупах. Поверхность крыла оклеена миткалем, зашпаклевана и окрашена.
На нижней поверхности крыла между лонжеронами установлены четыре большие силовые крышки, через которые монтируются бензобаки.
Элероны состоят из дюралюминиевого каркаса и полотняной обшивки. Регулируемый на земле триммер установлен только на левом элероне.
На крыле установлены цельнометаллические посадочные щитки.
Деревянный неразрезной стабилизатор содержит два коробчатых лонжерона, стрингеры и нервюры.
Руль высоты из двух половин имеет дюралюминиевый каркас и полотняную обшивку.
На левой половине руля высоты установлен управляемый триммер.
Деревянный съемный киль имеет фанерную обшивку и состоит из двух коробчатых лонжеронов, стрингеров, нервюр, концевого обода.
Руль направления имеет дюралюминиевый каркас и полотняную обшивку.
ВМГ Як-1 состояла из 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-105П и металлического трехлопастного винта изменяемого в полете шага ВИШ-61П диаметром 3,0 м.
Втулка винта закрывалась обтекателем-коком. Стрелковое вооружение состояло из одной мотор-пушки ШВАК и двух синхронных пулеметов ШКАС.
Первые серийные Як-1 имели ряд конструктивных дефектов, обусловленных недостатками конструкции И-26 и сложностью освоения производства.
На самолетах отсутствовали бензиномер, генератор, радиостанция, посадочные фары.
Сборка первой машины была закончена 22 марта 1940 г. Остальные 10 самолетов выпустили до начала июня 1940 г.
Як-1 М-105П массовый
Як-1 был запущен в массовое производство на ленинградском заводе №47, на московском заводе №301 и на саратовском заводе №292.
Основным, а в дальнейшем единственным изготовителем самолетов Як-1 стал саратовский авиационный завод №292.
Работа по устранению дефектов и улучшению характеристик продолжалась практически непрерывно в течение всего времени, пока продолжалось производство Як-1.
Начиная с 20-й серии на самолетах Як-1 были установлены приемо-передающая радиостанция РСИ-4, посадочная фара, управление форсажем двигателя, заслонка на всасывающем патрубке,
маслоотражающие диски на коке винта и на переднем кольце капота двигателя для предотвращения забрызгивания козырька фонаря маслом,
ракетный пистолет с патронташем, кронштейны для РО-82.
Кроме того, в системе воздухопроводки был снят автомат давления АД-50, хвостовое колесо сделано неубирающимся (так как при уборке оно выпадало и портило аэродинамику),
снята нижняя часть щитков колес шасси, кран управления выпуском-уборкой шасси перенесен с левого пульта на приборную доску, установлен вольтамперметр;
боезапас пушки ШВАК увеличен с 110 до 120 снарядов; в связи с установкой радиостанции произведены экранировка электросети и металлизация деталей самолета.
Як-1 М-105ПА
В 1941 г. на Як-1 стали устанавливать вместо М-105П двигатель М-105ПА, имевший следующие основные отличия:
усиленные конструкции картера и шатунов; беспоплавковые карбюраторы, которые обеспечивали перевернутый полет в течение 5 мин и ввод в пикирование с отрицательной перегрузкой;
гиперболическую расточку подшипников коленчатого вала, что увеличивало срок службы и способствовало отказу от фильтров "Куно";
более совершенный регулятор числа оборотов Р-7 вместо Р-2; управление форсажем; небакелитовые картеры; предельно допустимый расход горючего 270...280 г/ч.
Як-1 с М-105П и М-105ПА серийно выпускался с сентября 1940 г. до мая 1942 г. Было построено 2947 самолетов.
Як-1 с усиленным вооружением
Модификация Як-1 путем замены двух синхронных пулеметов ШКАС на два пулемета УБ калибра 12,7 мм.
Опытный экземпляр был построен в мае 1941 на заводе №292. В связи с началом войны доводка и внедрение нового варианта вооружения затянулась.
Опытная серия из шести самолетов была выпущена в феврале 1942 г.
После прохождения государственных и войсковых испытаний она не была рекомендована к серийному производству, поскольку возросший вес вызвал ухудшение летных характеристик.
Кроме указанной модификации рассматривались и другие варианты усиления вооружения Як-1: увеличение числа пулеметов ШКАС до четырех; замена пушки ШВАК на 37-мм пушку Ш-37 и др. Однако, они не были реализованы, поскольку потребовали бы значительных изменений конструкции и ухудшили летные характеристики.
Як-1 с управлением пограничным слоем
Проект Як-1 с улучшенными посадочными характеристиками благодаря использованию управления пограничным слоем.
Разработан в конце 1941 г. в КБ филиала ЦАГИ в Новосибирске под руководством А.А. Иванова и П.П. Красильщикова.
Крыло имело трапециевидную форму.
Вместо посадочных щитков предполагалось установить металлические двухсекционные закрылки с системой отсоса пограничного слоя.
Система должна была приводиться в действие нагнетателем двигателя М-105.
Элероны уменьшенной площади размещались на концах крыла.
На передней кромке крыла устанавливались автоматические предкрылки.
Проект не был реализован.
Як-1 М-82
Проект модернизации Як-1 путем установки более мощного и высотного звездообразного двигателя воздушного охлаждения М-82 А.Д. Швецова.
Установка нового мотора позволяла ожидать увеличение максимальной скорости на 30-35 км/ч;
увеличение высотности мотора на 1000 м; уменьшение времени набора высоты 5000 м на 0,8-1,2 мин; уменьшение длины разбега примерно на 10%.
Проект не был реализован, поскольку вес двигателя М-82 был на 250 кг больше, чем у М-105, и его установка потребовала бы значительных изменений в конструкции Як-1, что в условиях военного времени было неприемлемо.
Позднее предпринимались попытки установки двигателя М-82 на Як-7 (см. здесь) и Як-3 (см. здесь).
Як-1 в зимнем варианте
Як-1 М-105ПА в зимнем варианте выпускался зимой 1941-1942 гг.
Он представлял собой обычный серийный Як-1, на котором был осуществлен ряд мероприятий, направленных на повышение боеготовности,
а также на обеспечение эксплуатации в зимних условиях.
Его основные отличия:
убирающееся лыжное шасси взамен колесного; окраска поверхности смываемой меловой клеевой краской МК-7 (поверх летнего камуфляжа);
утепление агрегатов винтомоторной группы (т.е. трубопроводов, радиатора, расширительного бачка водосистемы, а также трубопроводов радиатора, маслобака,
фильтра "Куно", суфлерного бачка маслосистемы); установка системы разжижения масла бензином; заправка водосистемы антифризом;
использование ватного чехла для укрытия капота двигателя на стоянке; использование специальных заслонок и подушек для прикрытия радиаторов на стоянке.
Самолет Як-1 с лыжным шасси и мелово-клеевой окраской поверхности проходил совместные заводские и государственные испытания на саратовском заводе в ноябре 1941 г.
Для установки лыжного шасси переделок в конструкции самого самолета не потребовалось.
Основная амортстойка, схема подъема и выпуска шасси оставались прежними.
Лыжа подтягивалась под купол колес шасси и выступала впереди кромки крыла на 600 мм. Эта часть лыжи была закапотирована под профиль крыла.
Летные характеристики в основном стали хуже.
Это объяснялось, главным образом, увеличением аэродинамического сопротивления из-за неплотного прилегания лыж к крылу и увеличения полетной массы самолета.
Опыт применения показал, что установка на наших самолетах лыж ставила их в невыгодное положение по отношению к самолетам противника,
которые летали круглый год с колесами и поэтому не имели потерь скорости.
Всего с сентября 1941 г. по 25 февраля 1942 г. было выпущено на лыжах около 830 самолетов Як-1.
После этого лыжи использовались лишь на некоторых северных участках фронта.
В конце 1941 г. Б.К. Кондратьевым были разработаны взлетные лыжи, сбрасываемые после разбега и отрыва.
Это позволяло выполнять полеты с неподготовленных аэродромов при любом снежном покрове.
Посадка производилась с обычным колесным шасси, позволявшим садиться на снег глубинойв половину диаметра колеса.
Во взлетные переделывались обычные лыжи, оборудованные специальным гнездом из передней и боковых дощатых стенок конструкции А.М.Тетерюкова.
Сброс выполнялся следующим образом: по мере отрыва колеса выходили из гнезд вверх и лыжи оставались на снегу.
С отказом от лыжного шасси значение взлетных лыж уменьшилось, и позднее они в основном использовались для эвакуации совершившего вынужденную посадку на снег самолета.
Як-1 с бомбардировочным и реактивным вооружением
На Як-1 бомбодержатели устанавливались с 5-й по 126-ю серию и со 148-й серии до окончания выпуска,
т. е. до 192-й серии саратовского завода №292.
Со 127-й по 147-й серию (с февраля по июнь 1943 г.) бомбодержатели не ставились в связи с проведением работ по облегчению самолета.
Як-1 имел два бомбодержателя (замки БИ-42 с ухватами) для наружной подвески на каждом из них бомб массой от 25 (ФАБ-25) до 100 кг (ФАБ-100).
Замки БИ-42 были вмонтированы в нижние полки дюралевых нервюр.
Установка бомбодержателей и подвеска бомб увеличивали полетную массу и ухудшали аэродинамику Як-1,
что отрицательно сказывалось на его летных характеристиках и пилотажных качествах.
В течение серийной постройки Як-1 выпущено всего 7509 машин с бомбодержателями.
Реактивное вооружение на Як-1 устанавливалось с 43-й по 65-ю серию (с октября 1941 г. по май 1942 г.).
Оно состояло из шести РС-82. Всего было построено 1148 Як-1 с РС-82.
Як-1 М-105ПФ
С июня 1942 р. на серийных самолетах Як-1 двигатель М-105ПА был заменен на более мощный, но менее высотный М-105ПФ,
форсированный по наддуву с 910 до 1050 мм рт.ст.
В связи с установкой нового двигателя осуществлены следующие доработки:
установлен маслорадиатор ОП-352 с большей охлаждающей поверхностью; изменена форма гондолы маслорадиатора;
с туннеля водорадиатора снята предохранительная сетка.
Это позволило существенно улучшить летно-тактические характеристики Як-1.
Як-1 М-105ПФ серийно выпускался с июня 1942 г. по июль 1944 г. Всего выпущено 5672 самолета.
Як-1 с улучшенной аэродинамикой
Як-1 М-105ПФ с улучшенной аэродинамикой представлял собой серийный самолет, на котором ОКБ А.С.Яковлева осуществило ряд
рекомендованных ЦАГИ и ЛИИ мероприятий для улучшения летно-тактических характеристик.
Была произведена установка перегородок в фюзеляже и их полная герметизация, осуществлена уборка хвостового колеса,
переделаны капоты и зализы, снята сетка с гондолы водорадиатора, кок винта сделан более полным,
установлены обтекатели на выхлопные патрубки (две пластины, прикрывавшие сверху и снизу выхлопные патрубки двигателя),
выхлопные патрубки сделаны реактивными, изменены форма туннелей водо- и маслорадиаторов, улучшена отделка внешней поверхности самолета и т.д.
Самолеты Як-1 с улучшенной аэродинамикой проходили испытания в 1942-1943 гг. в ЛИИ, НИИ ВВС, а также на заводе N292.
Як-1 с улучшенной аэродинамикой находился в производстве со 111-й по 192-ю серию (с декабря 1942 г.. до июля 1944 г.) т.е. до конца выпуска серийных Як-1.
Всего был выпущен 4461 самолет.
Як-1 облегченный
Як-1 в облегченном варианте представлял собой обычный серийный самолет, у которого с целью
улучшения летных характеристик была уменьшена полетная масса.
Было осуществлено снятие пулеметов ШКАС; замена коллиматорного прицела кольцевым; снятие одного из двух баллонов сжатого воздуха;
снятие фильтра "Куно", снятие одного из двух бензиномеров; снятие сетки с гондолы водорадиатора;
замена деревянного оперения металлическим с самолета Як-7; снятие протекторов с бензобаков (губка "Аназот"), снятие балок РО и пр.
Облегченный на 162 кг перехватчик для ПВО Як-1 М-105ПФ проходил заводские испытания в мае 1942 г. Было изготовлено 10 таких машин.
Облегченный на 137 кг фронтовой истребитель Як-1 М-105ПФ проходил в НИИ ВВС контрольные государственные испытания с 12 по 17 октября 1942 г.
Было изготовлено 20 таких машин.
Як-1 (Як-1Б) с улучшенным обзором, бронированием и вооружением
В июне 1942 г. были произведены работы по изменению формы фонаря, бронирования и вооружения Як-1.
Для лучшего обзора задней полусферы верхний гаргрот фюзеляжа за кабиной пилота понижен, фонарю придана каплеобразная форма;
для меньшего искажения боковые стенки козырька и подвижной части фонаря выполнены плоскими взамен выпуклых;
внутри кабины перед козырьком установлено зеркало.
Для защиты головы летчика спереди и сзади установлены прозрачные бронестекла и броненадголовник на подвижной части фонаря, левой руки - бронеподлокотник.
Вместо двух синхронных пулементов ШКАС с боезапасом 1500 патронов установлен один синхронный пулемет УБС с боезапасом 200 патронов;
оптический прицел ОПБ заменен на кольцевой механический ВВ-1.
Специального обозначения эта модификация не имела, но по аналогии с Як-7Б самолеты Як-1 с пулеметом УБС в строевых частях иногда называли Як-1Б.
Госиспытания модифицированного Як-1 (Як-1Б) в НИИ ВВС проходили с 4 по 14 июля 1942 г.
Серийное производство Як-1Б началось с сентября 1942 г. Всего их было построено 4188.
Як-1 МПВО
Як-1 М-105ПФ МПВО представлял собой модификацию фронтового истребителя Як-1 М-105ПФ
и предназначался для использования в системе ПВО.
От фронтового истребителя он отличался в основном установкой оборудования для полетов ночью и в плохих метеоусловиях:
фары ФС-155, вариометра ВР-2, авиагоризонта АГ-5 и радиополукомпаса РПК-10, а также несколько большей полетной массой.
Общий выпуск Як-1 МПВО в 1943-1944 гг. составил 3851 машин.
Як-1 с АФА-И
Разведывательный вариант Як-1. Представлял собой незаводскую доработку серийного Як-1 путем установки аэрофотоаппарата АФА-И.
Модификация осуществлялась силами ПАРМ или непосредственно техническим персоналом фронтовых частей, поэтому схема реализации отличалась.
Как правило, АФА-И устанавливался в фюзеляже за кабиной пилота с выводом объектива в нижней части за водорадиатором.
Для монтажа и обслуживания фотоаппарата в обшивке прорезались дополнительные технологические люки.
Некоторое увеличение веса, вызванное установкой фотооборудования, влекло незначительное ухудшение летных характеристик, однако для разведывательного самолета это было непринципиально.
Точное количество переоборудованных в разведчик Як-1 неизвестно.
Як-1 с подвесными баками
Вариант Як-1 с увеличенной дальностью полета.
Представлял собой незаводскую доработку серийного Як-1 путем утановки под крыло двух подвесных бензобаков ПЛГБ-100, сбрасываемых в полете.
Это увеличило запас топлива на самолете на 200 л, что гарантированно увеличивало продолжительность полета на 35-45 мин.
Подвесной бак крепился на бомбовый замок КД-46 или Дер-31, установленный на специальном узле на переднем лонжероне крыла между девятой и десятой нервюрами.
Бензопровод размещался в носке крыла и крепился к лобовому стрингеру хомутами. Включение баков в работу осуществлялось специальной рукояткой, установленной справа под приборной доской.
В магистрали под краном включения-выключения баков устанавливался обратный клапан, предотвращающий выбивание бензина вследствие разряжения в трубопроводе после их сброса при неполном закрытии крана летчиком.
Управление сбросом тросовое, было выведено на неиспользовавшуюся рукоятку форсажа мотора.
Для осмотра узла подвески и выполнения на нем регламентных работ на верхней поверхности крыла был прорезан лючок, закрывающийся дюралевой крышкой.
Модификация была осуществлена силами 30 САМ ВВС СФ. Всего было переоборудовано 23 самолета.
Як-1 М-106
Як-1 с двигателем М-106 и винтом ВИШ-61П являлся высотным истребителем-перехватчиком и предназначался для работы в системе ПВО,
но мог успешно использоваться и как фронтовой истребитель.
Двигатель М-106 (М-106-1СК) являлся модификацией М-105ПФ и отличался от него в основном установкой односкоростного центробежного нагнетателя конструкции В.А.Доллежаля,
что обеспечивало за счет повышения давления наддува до 1175 мм рт.ст. более высокую мощность:
Як-1 М-106 имел крыло с металлическими лонжеронами, серийный фюзеляж Як-1 и облегченное металлическое оперение Як-7.
В консолях крыла были установлены два бензобака общей емкостью 400 л (305 кг); в центроплане крыла - два девятидюймовых круглых маслорадиатора.
Подвод воздуха для обдува маслорадиаторов осуществлялся через два туннеля, заборники которых размещались в носке крыла, в связи с чем
всасывающий патрубок был сделан двухсторонним; установлен новый туннель водорадиатора измененной по рекомендациям ЦАГИ формы,
произведены другие более мелкие изменения.
Вооружение Як-1 М-106 состояло из одной мотор-пушки ШВАК с боезапасом в 120 снарядов и одного синхронного пулемета УБС с боезапасом 210 патронов.
Як-1 М-106 был построен филиалом ОКБ на новосибирском авиационном заводе №153 в конце 1942 г., проходил заводские испытания в январе 1943 г.
С 8 по 31 января 1943 г. в ЛИИ проходил испытания серийный самолет Як-1, на котором в опытном порядке был установлен двигатель М-106 (М-106-1ск).
Этот самолет по массе, качеству изготовления и отделки не отличался от серийных и поэтому имел более низкие летно-тактические характеристики, чем описанный выше модифицированный Як-1 М-106.
Несмотря на недоведенность двигателя, Як-1 М-106 был запущен в серийное производство. По состоянию на 18 февраля 1943 г. завод №292 изготовил 47 самолетов.
Ввиду некондиционности и высоких температурных режимов двигателя, ни один из этих самолетов не был передан в эксплуатацию.
Впоследствии двигатели с них были сняты и заменены на серийные М-105ПФ.
Як-1М
Як-1М с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П в конструктивном отношении представлял собой дальнейшее развитие Як-1
и отличался меньшими габаритами крыла и полетной массой, более совершенной аэродинамикой и более высокими летно-тактическими характеристиками.
Крыло состояло из набора металлических лонжеронов, металлических и деревянных нервюр, деревянных стрингеров и фанерной обшивки.
Площадь крыла по сравнению с Як-1 уменьшена на 2,3 кв.м и составляла 14,85 кв.м.
Бензосистема в отличие от Як-1 имела три бака: два консольных по 120 кг и один центропланный, расходный на 30 кг.
Крыльевые баки защищены облегченным протектором: снизу и с боков - 5,5-мм слой губки "Аназот" и сверху - 2-мм слой резины.
Расходный бак протектора не имел.
Система охлаждения двигателя на Як-1М отличалась тем, что был установлен новый, имевший большую охлаждающую поверхность,
водорадиатор ОП-492 (вместо ОП-203) более утопленный в фюзеляж.
Два круглых девятидюймовых маслорадиатора, включенных параллельно, были размещены в центропланной части крыла под полом кабины летчика.
Тоннели имели вход в передней кромке крыла (с обеих сторон капота), рядом с заборником воздуха в нагнетатель двигателя
и выход на нижнем центральном люке крыла справа и слева от входа в тоннель водорадиатора.
Перенос маслорадиатора из-под двигателя в центропланную часть крыла позволил сделать гладкой нижнюю панель капота и тем самым существенно улучшить его внешние обводы.
Як-1М был построен в двух экземплярах - №1 и "Дублер".
Постройка экземпляра №1 закончилась 15 февраля 1943 г., заводские испытания проводились с 28 февраля по 7 июня 1943 г,
госиспытания - основные с 7 июня по 4 июля и дополнительные 21-22 июля 1943 г.
Як-1М "Дублер" имел улучшеную аэродинамику, двигатель повышенной мощности М-105ПФ2, усиленное вооружение.
Постройка Як-1М "Дублер" была закончена 9 сентября 1943 г.
Заводские испытания проводились с 20 по 30 сентября 1943 г., госиспытания - с 6 по 15 октября 1943 г.
Як-1М был запущен в серийное производство под обозначением Як-3.