3-местный пассажирский подкосный высокоплан смешанной конструкции.
Создан по схеме АИР-5 с использованием отечественного двигателя меньшей мощности.
Первоначально получил традиционное для яковлевских машин того периода обозначение АИР-6,
однако после ареста в 1937 г. А.И. Рыкова обозначался как "Самолет №6" или Я-6.
Модификации:
АИР-6 опытный
АИР-6 (Я-6) серийный
АИР-6 (Я-6) гидроплан
АИР-6 (Я-6) санитарный
АИР-6 (Я-6) арктический
АИР-6 опытный
Фюзеляж сварен из стальных труб и дополнительно расчален.
Сверху и снизу фюзеляжа находятся полукруглые гаргроты, образованные дополнительными рамками и стрингерами.
Обшивка фюзеляжа полотняная. В кабине спереди размещено сиденье для летчика, за ним - диван на два места для пассажиров.
Внутри кабина в передней половине обшита линолеумом, остальная часть отделана байкой.
В бортах фюзеляжа и спереди кабины застекленные окна и двери с обеих сторон.
Впереди фюзеляжа на моторной раме расположен двигатель М-11 мощностью 100 л.с.
На третьем опытном экземпляре АИР-6 двигатель заключался в кольцевой капот, а винт был снабжен коническим коком.
Крыло деревянное, прямоугольное в плане, двухлонжеронное, с закруглениями на концах, крепится к верхнему лонжерону фюзеляжа шарнирно.
От каждого лонжерона крыла к низу фюзеляжа идут два подкоса из стальных труб с контрподкосами.
Силовой каркас крыла состоит из 2 лонжеронов и 18 нервюр (из них 4 - усиленных).
Носок крыла до первого лонжерона зашит фанерой толщиной 1 мм.
Пространство между первым и вторым лонжеронами расчалено четырьмя крестовинами из стальной проволоки.
В корневой части крыла размещены баки с горючим.
Элероны дюралюминиевые неразъемные.
Лонжероном элерона служит дюралюминиевая труба диаметром 50 мм.
Обшивка элерона - полотняная.
Оперение нормальной схемы, подкосно-расчалочное.
Стабилизатор двухлонжеронный, крепится к фюзеляжу на подкосах и на двух парах расчалок.
Угол установки стабилизатора регулируемый в полете. Руль высоты и руль направления имеют осевую аэродинамическую компенсацию.
Проводка для управления стабилизатором, элеронами и рулем направления тросовая, рулем высоты - жесткая из трубчатых дюралюминиевых тяг.
Обшивка оперения полотняная.
На первом опытном АИР-6 было установлено вертикальное и горизонтальное оперение от истребителя И-5.
Шасси безосное, пирамидальное, со стойками из стальных труб эллиптического сечения.
Одна из стоек - с амортизаторами. На первом опытном самолете АИР-6 были установлены амортизаторы шасси с самолета У-2, где резина работала на растяжение.
Амортизатор шасси закрыт специальным дюралюминиевым обтекателем.
На третьем опытном экземпляре на колесах ставились обтекатели.
Костыль металлический, укреплялся на хвостовом окончании фюзеляжа, снабжен амортизационной ногой с резиновыми прокладками, работающими на сжатие.
Костыль поворачивался вокруг вертикальной оси вместе с рулем направления от педалей.
Построен на заводе №39 в трех экземплярах. Первый опытный экземпляр был выпущен в мае 1932 г.
Первый полет совершен в том же месяце (летчик Ю.И. Пионтковский). Второй и третий экземпляры построены соответственно в июне и сентябре 1932 г.
Заводские испытания прошли осенью 1932 г. Госиспытания в НИИ самолетостроения ГВФ завершены в октябре 1933 г.
АИР-6 (Я-6) серийный
В целом был аналогичен первому опытному АИР-6 завода №39.
Отличия заключались в следующем: кабина расширена на 150 мм, облегчен задний лонжерон крыла и хвостовое оперение, элероны устанавливались разрезные и состояли из двух равных частей,
крепления подкосов и шасси сварные, амортизация шасси состояла из одиннадцати резиновых шайб, работающих на сжатие, изменена форма пассажирской двери с правого борта.
Первый серийный АИР-6 был построен на заводе №47 в мае 1934 г. Госиспытания в НИИ самолетостроения ГВФ прошли летом 1934 г.
АИР-6 выпускался серийно на заводах №47 и №23. Всего в период с 1934 по 1936 гг. было выпущено 150 (по другим данным - 468) экземпляров АИР-6, включая все модификации.
АИР-6 (Я-6) гидроплан
Летом 1933 г. был выпущен АИР-6 в варианте гидроплана. Конструктивно практически не отличался от стандартного АИР-6 за исключением шасси, представлявшего собой однореданные деревянные поплавки конструкции В.Б. Шаврова.
Масса поплавкового шасси составляла около 120 кг, на 85 кг больше колесного шасси. Узлы крепления колесного и поплавкового шасси были совместимы и обеспечивали возможность быстрой смены в полевых условиях.
Поплавковый вариант прошел испытания в сентябре 1933 г. (летчик Возницкий).
АИР-6 (Я-6) санитарный
В отличие от стандартного АИР-6, санитарный вариант имел в левом борту треугольную дверь для носилок.
В кабине предусматривалось место для установки стандартных носилок, а также отдельное место для медработника.
Выпущено 20 АИР-6 в санитарном варианте.
АИР-6 (Я-6) арктический
В 1934 г. на базе стандартного АИР-6 был разработан арктический вариант. Самолет был утеплен и переоборудован для работы в северных условиях, в том числе обеспечивалась работа двигателя М-11 при низких температурах.
Предусматривалось использование лыжного, колесного и поплавкового шасси.
Узлы крепления всех вариантов шасси были совместимы и обеспечивали возможность быстрой смены в полевых условиях.
Первый АИР-6 в арктическом варианте был построен в октябре 1934 г. Госиспытания прошли в феврале 1935 г.