В октябре 1930 г. два самолета АИР-4 ("СССР-311" и "СССР-312") были отправлены в круговой перелет для испытания конструкции при эксплуатации в сложных метеоусловиях.
"СССР-312" пилотируемый летчиком Ю.И. Пионтковским и механиком Б.Н. Подлесным прошел по маршруту Москва—Киев—Одесса—Севастополь—Харьков—Москва.
"СССР-311" пилотируемый летчиком С.К. Огородниковым и механиком Я.Я. Пионтковским прошел по маршруту Москва—Воронеж—Ростов—Севастополь—Харьков—Москва (см. здесь).
Вылет состоялся 2 октября 1930 г.
Полет проходил в очень сложных погодных условиях (дождь, снежная вьюга, туман, сильнейшая болтанка, ветер до 17 м/с).
Ю.И. Пионтковский на "СССР-312" из-за тумана сделал две вынужденные посадки прямо на свежевспаханную, размокшую от дождя землю и поднялся с нее же.
Чтобы сократить на этапе Одесса—Севастополь значительный участок пути, он прошел над открытым морем.
За Евпаторией самолет попал в область сильнейшей болтанки.
Броски по вертикали превышали 100 м, а с крыла на крыло перекидывало на 60 градусов.
Полетнад горами сопровождался еще большей болтанкой.
Самолет швыряло как щепку, местами восходящие потоки были настолько сильны, что машина помимо воли летчика почти вертикально взмывала вверх.
Самолет мог парить с выключенным мотором, хотя нагрузка на крыло в этот момент достигла 43 кг/м .
Прочная конструкция АИР-4 выдержала.
За 24 часа 30 минут летного времени самолет покрыл 3650 км с очень высокой для авиетки при таком дальнем пути средней скоростью 150 км/ч.
За все время пилотом не было замечено каких-либо неисправностей самолета.
Особенно ценным качеством оказалась способность использовать самые небольшие и неприспособленные площадки.
По оценке пилота, оборудование кабины и удобство размещения экипажа были максимально возможными для подобного типа самолета.
Источники:
[1];
[2];
[3]