В октябре 1930 г. два самолета АИР-4 ("СССР-311" и "СССР-312") были отправлены в круговой перелет для испытания конструкции при эксплуатации в сложных метеоусловиях.
"СССР-311" пилотируемый летчиком С.К. Огородниковым и механиком Я.Я. Пионтковским прошел по маршруту Москва—Воронеж—Ростов—Севастополь—Харьков—Москва.
"СССР-312" пилотируемый летчиком Ю.И. Пионтковским и механиком Б.Н. Подлесным прошел по маршруту Москва—Киев—Одесса—Севастополь—Харьков—Москва (см. здесь).
Вылет состоялся 2 октября 1930 г.
Полет проходил в очень сложных погодных условиях (дождь, снежная вьюга, туман, сильнейшая болтанка, ветер до 17 м/с).
С.К. Огородников на "СССР-311" из-за отказов двигателя был вынужден совершить несколько посадок на неровные площадки, на поле подсолнухов, на деревенскую улицу.
Взлет осуществлялся с мокрой пахоты с разворотом перед препятствием — лесом — на малой скорости.
Широко расставленное безосное шасси обеспечивало боковую устойчивость при взлете, посадке и на стоянке при сильном ветре.
При посадке в подсолнухи машина не скапотировала.
Посадка со смятым колесом обнаружила большую прочность шасси.
Вынужденные посадки из-за неполадок в моторе дали возможность лишний раз подчеркнуть прекрасные качества самолета.
Свой маршрут в 3270 км он прошел за 23 часа 20 минут летного времени со средней скоростью 140 км/ч.
Я.Я. Пионтковский писал, что АИР-4 в отношении технического обслуживания сделан образцово.
Все те мелкие, значительно усложняющие работу механика конструктивные недочеты, которыми изобилует самолет, когда конструктор не знаком с практической работой на аэродроме, в АИР-4 совершенно отсутствуют.
Прекрасный подход к мотору, съемные на шомполах алюминиевые полы, люк в фюзеляже для смены амортизатора костыля и многое другое располагают механика к машине, значительно облегчая его работу.
Двигатель "Walter" оказался весьма капризным и почти непригодным для эксплуатации в условиях холода и дождя.
Мотор и особенно карбюратор, сильно охлаждаясь, вызывали обеднение смеси, уменьшение оборотов, а свечи двух нижних цилиндров и обоих магнето постоянно забрасываются маслом.
Для нормальной работы требовался подогрев карбюратора и капотирование цилиндров.
Экипаж самолета "СССР-311" во время перерыва в перелете кустарно изготовил подогреватель, после чего работа мотора несколько улучшилась.
В мае 1931 года на самолете АИР-4 "СССР-311" совершили ознакомительный полет английские летчики Белльвиль и Монтегю, посетившие Москву во время перелета Лондон—Индия—Персия—СССР—Лондон, которые дали положительный отзыв о его пилотажных свойствах.
Источники:
[1];
[2];
[3]