Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Модификация серийного Як-3 №3620 в Як-3Т производилась ОКБ А.С. Яковлева с 10 декабря 1944 г. по 8 января 1945 г. Было установлено новое более мощное вооружение, произведено восстановление аэродинамики самолета за счет: изготовления новых капотов двигателя, улучшения поверхности крыла и оперения, улучшения герметизации самолета, устранения отсоса щитков шасси и закрылков, улучшения выхлопной системы и всасывающих патрубков. Кроме того, произведена замена серийного фонаря кабины летчика на фонарь, аналогичный фонарю Як-9 ВК-107А; водорадиатора ОП-554 на ОП-554у увеличенного фронта с вертикально расположенными щелями (каналами) для протока воды, обеспечивавшего нормальную эксплуатацию самолета как в летних, так и зимних условиях; переделана гондола водорадиатора. Производство Як-3Т было закончено 8 января 1945 г., он был передан Летно-испытательной станции (ЛИС) ОКБ 9 января 1945 г., проходил заводские испытания на Центральном аэродроме Москвы с 19 по 31 января 1945 г. (летчики В.Л. Расторгуев и М.И. Иванов, ведущий инженер К.В. Синельщиков, механик Н.П. Кобцов). Было выполнено три полета общей продолжительностью 1 ч 12 мин. Первый вылет выполнил В.Л. Расторгуев 24 января 1945 г. 31 января 1945 г. Як-3Т был предъявлен в НИИ ВВС на госиспытания. Як-3Т проходил испытания в НИИ ВВС с 17 февраля по 27 апреля 1945 г. (летчик Л.М. Кувшинов, инженеры: по самолету - В.П. Белодеденко, по вооружению - А.Г. Аронов; техник - В.Ф. Сбитнев). Выполнено 44 полета общей продолжительностью 26 ч 5 мин. В отчете по госиспытаниям отмечалось, что Як-3Т, вооруженный легкой 37-мм пушкой Н-37 и двумя синхронными 20-мм пушками Б-20С, является нужным для ВВС самолетом. Предлагалось передать самолет в ОКБ для устранения дефектов. Як-3Т находился в ОКБ с 12 мая по 2 июля 1945 г. Перечень работ включал в себя увеличение емкости маслобака по типу маслобака Як-3 ВК-107А; переварку фермы спецустановки синхронных пушек по типу Як-3 ВК-107А; замену выхлопных патрубков на серийные; замену винта на серийный ВИШ-105СВ-01; замену кока винта; ремонт капотов двигателя, крыла и стабилизатора; герметизацию фюзеляжа и щелей элеронов; изготовление усиленных щитков шасси; покраску и полировку машины. Все работы по Як-3Т закончены к 21 мая 1945 г., т.е. уже после окончания войны. С 24 мая по 2 июля 1945 г. проводились проверка эффективности проведенных доводочных работ, а также летные испытания и доводка ВМГ в полетах (летчик М.И. Иванов, ведущий инженер К.В. Синельщиков, механик Н.П. Кобцов). Выполнено 12 полетов общей продолжительностью 4 ч 45 мин. Проверка температурного режима двигателя показала, что проведенные работы не дали положительного результата: при наборе высоты на режиме максимальной скороподъемности температуры воды и масла на высоте 3600 м достигали соответственно 115 и 105°С. Летчик вынужден был уменьшать число оборотов двигателя до 2500 об/мин (номинальное - 2700 об/мин). Насколько недоведенной была система охлаждения двигателя Як-3Т, показывает следующий пример: в полете 8 июня 1945 г. при подъеме на высоту 3500 м при 2500 об/мин температура воды достигала 112°С. Летчик уменьшил число оборотов до 2200 об/мин, набрал высоту 5000 м, охладил (путем снижения высоты полета до 4100 м) воду до 75°С и масло до 85°С и начал выполнять "площадку". Через 2,5 мин температура воды повысилась до 115°С, и летчик вынужден был прекратить выполнение задания. Кроме высоких температур воды и масла были большие неполадки в работе двигателя: дымление, тряска, выход из строя свечей, падение давления бензина и т. п. В связи с окончанием Великой Отечественной войны и недоведенностью ВМГ Як-3Т серийно не строился.

источники: [1]; [2]


 

<<