Модификации:
Як-17
Як-17УТИ
Як-17
Одноместный реактивный истребитель.
Создан на базе Як-15 с установкой трехколесного шасси с носовой стойкой.
Конструкция в основном аналогична Як-15, с некоторыми изменениями, определяемыми компоновкой нового шасси.
Фюзеляж представляет собой сварную ферму из стальных труб, к которой крепится дюралюминиевая обшивка.
Каркас фюзеляжа сварен из термически обработанных хромансилевых труб и состоит из четырех лонжеронов, соединенных между собой набором раскосов и распорок.
Моторама ферменной конструкции приварена к каркасу фюзеляжа и состоит из трех рам и ряда подкосов и распорок.
На боковых панелях фермы фюзеляжа имеются узлы стыковки фюзеляжа с крылом.
Дюралевая обшивка верхнего гаргрота и боковых панелей приклепана к стрингерам потайными заклепками.
Нижний гаргрот имеет двойную обшивку с продувом.
Наружная, находящаяся в зоне высоких температур выхлопных газов, выполнена из жароупорной стали, внутренняя — из гофрированного дюралюминия толщиной 0,8 мм.
Наружная и внутренняя обшивки разделены продольными трубчатыми стрингерами.
Одноместная кабина пилота закрыта двухсекционным фонарем из плексигласса толщиной 6 мм с неподвижным козырьком с лобовым бронестеклом и сдвижной задней частью с устройством аварийного сброса.
Над козырьком установлен фотокинопулемет.
Для теплоизоляции кабина снизу закрыта листами жаропрочной стали и асбеста.
Вентиляция кабины осуществляется через заборники на правом и левом бортах.
Крыло трапециевидное двухлонжеронное неразъемное с работающей обшивкой.
Профиль крыла — модифицированный Clark-YH.
Каркас состоит из двух основных лонжеронов, стрингеров и сорока нервюр.
Передний лонжерон в центральной части имеет форму арки, охватывающую двигатель.
Крыло крепится к фюзеляжу в шести точках.
Обшивка крыла дюралюминиевая толщиной от 1 до 2 мм.
В носовом отсеке, образованном передней стенкой, первым лонжероном и носками нервюр №1 и №7 расположен носовой топливный бак.
Купола шасси и ниши стоек размещены между первым лонжероном, задней стенкой, бортовой нервюрой и нервюрой №7.
Задний топливный бак расположен между теми же нервюрами, задней стенкой и задним лонжероном.
Между лонжеронами и нервюрами №7 и №12 находится консольный бак.
В законцовках крыла установлены замки крепления подвесных топливных баков.
Крыло снабжено посадочными щитками и элеронами с дюралюминиевой обшивкой, которые крепятся к заднему лонжерону.
Элерон состоит из лонжерона, восьми нервюр, двух стрингеров, усиливающей накладки на полке лонжерона, верхней и нижней обшивки и трех узлов навески.
Он имеет 100%-ную весовую балансировку и снабжен неуправляемым триммером.
Посадочные щитки-закрылки закреплены на петлях на заднем лонжероне крыла.
Каждый щиток состоит из дюралевого лонжерона, 13 штампованных дюралевых нервюр, двух стрингеров и обшивки из листового дюраля.
Щитки снабжены автоматически запирающимися замками, расположенными по задней кромке, чем устраняется возможность отсоса щитков в полете.
Хвостовое оперение свободнонесущее, металлическое.
По сравнению с Як-15 изменились форма и площадь киля и руля направления.
Размах горизонтального оперения увеличен до 3,6 м.
Обшивка нижней части руля поворота дюралевая, верхней — полотняная.
Рули высоты оснащены управляемыми триммерами, руль поворота — триммерной пластиной.
Вооружение установлено в носовой части фюзеляжа и состоит из двух пушек НС-23 калибра 23 мм, смонтированных на мотораме.
Крепление каждой из пушек осуществлено в двух точках.
Боекомплект составлет 120 снарядов.
Гильзы и звенья собираются в гильзозвеньесборники, расположенные ниже пушек по обеим сторонам двигателя.
Пушки снабжены электроспусками, перезарядка пневматическая.
Прицеливание осуществляется с помощью гироскопического автоматического стрелкового прицела АСП-1.
Кроме того на правой консоли крыла установлен кинофотопулемет ПАУ-22, а над козырьком фонаря кабины — дополнительный кинофотопулемет С-13.
Силовая установка включает турбокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель РД-10А с тягой 900 кгс, установленный под углом +4° к оси самолета.
Двигатель имеет восьмиступенчатый осевой компрессор, шесть прямоточных камер сгорания и одноступенчатую осевую турбину.
Сечение реактивного сопла регулируется выдвижным центральным телом, управляемым вручную с помощью электропривода.
Турбина при запуске раскручивается небольшим двухцилиндровым поршневым двухтактным мотором, запускаемым электростартером или вручную, который установлен соосно с компрессором под обтекателем.
Горючее размещено в семи топливных баках (шести крыльевых и одном фюзеляжном).
Для увеличения дальности полета предусмотрена установка двух ПТБ по 200 л.
Шасси трехопорное с носовой опорой, амортизация масляннопневматическая.
Основные стойки закреплены на переднем лонжероне и нервюрах №7.
Они убираются в крыло по направлению к фюзеляжу и полностью закрываются щитками.
Шасси снабжено тормозными колесами 570х140 мм.
Носовая стойка управляемая с гидравлическим демпфером, оснащена нетормозным колесом размером 400х150 мм.
Поскольку переднюю часть фюзеляжа занимает канал воздухозаборника и двигатель, носовая опора шасси в убранном положении размещается в специальном обтекателе под фюзеляжем.
Пневмосистема обеспечивает подъем и выпуск шасси и хвостового колеса, действие щитков-закрылков, торможение, аварийный выпуск шасси и хвостового колеса, а также перезарядку оружия.
Нормальное давление в сети 50 кг/кв. см.
Сжатый воздух находится в двух шаровых баллонах (основной и резервный), емкостью по 12 л.
Система управления самолетом механическая.
Управление рулями высоты и элеронами жесткое, рулем поворота — тросовое.
Электросистема питается от генератора постоянного тока ГСК-1500 и аккумулятора 12А-10, установленного в стандартном контейнере за спинкой сидения.
Радиооборудование самолета включает радиостанцию РСИ-6К, радиополукомпас РПКО-10М, самолетный радиолокационный ответчик СЧ-3М.
Двухлучевая антенна натягивается между килем и антенной мачтой на правом борту самолета.
Натяжение антенного луча обеспечивается пружинным амортизатором, смонтированным внутри киля.
Аэронавигационное и приборное оборудование содержит компас КИ-11, высотомер ВД-12, указатель скорости КУС-46, вариометр ВР-30, авиагоризонт, измеритель числа Маха М-15, часы АВР-М.
Кислородное оборудование состоит из кислородного прибора КП-14 и баллона емкостью 4 л.
Первый опытный экземпляр Як-17 (Як-15У) переоборудован из серийного Як-15 на заводе №464 весной 1947 г.
Заводские испытания (летчик-испытатель Г.С. Климушкин, ведущий инженер В.И. Емельянов) проходили с 16 мая по 10 августа 1947 г.
Госиспытания в ГК НИИ ВВС (ведущий летчик-испытатель П.М. Стефановский, ведущий инженер и летчик-испытатель Г.А Седов) проведены с 27 августа по 15 ноября 1947 г.
Выпускался серийно на заводе №31 в Тбилиси с 1948 по 1949 г.
Всего выпущено 280 экземпляров.
В 1950 г. в Польше проводились подготовительные работы по лицензионному выпуску Як-17 на заводе WSK в г. Мелец под наименованием G-1, однако в начале 1951 г. проект был приостановлен в связи с переориентацией на Як-23.
Як-17УТИ
Двухместный учебно-тренировочный самолет на базе истребителя Як-17.
Отличался от него установкой двухместной кабины для инструктора и курсанта с двойным управлением и самолетным переговорным устройством СПУ-2М.
Пятисекционный фонарь без бронестекла изготовлен из плексигласа толщиной 5 мм.
На самолете отсутствуют вооружение, бронирование, фотокинопулеметы, узлы подвески ПТБ и задняя секция обтекателя носовой опоры шасси в убранном положении.
Первый опытный экземпляр Як-17УТИ (Як-21Т) построен на заводе №464 в апреле 1947 г.
Заводские испытания (летчик-испытатель Г.С. Климушкин, ведущий инженер Н.И. Леонов) проходили с 3 по 17 мая 1947 г.
Госиспытания в ГК НИИ ВВС (ведущие летчики-испытатели В.П. Трофимов и А.Г. Прошаков) проведены с 6 июня по 1 июля 1947 г.
Выпускался серийно на заводе №31 в Тбилиси с 1948 по 1949 г.
Всего выпущено 150 экземпляров.