3-местный пассажирский подкосный высокоплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси и закрытой кабиной.
Первоначально получил обозначение Як-14, которое впоследствии было присвоено десантному планеру (см. соответсвующую страницу).
Модификации:
Як-10 с двигателем М-11ФМ
Як-10 с двигателем М-11ФР-1
Як-10В
Як-10С
Як-10Г
Як-10 с лыжным шасси
Як-10 с двигателем М-11ФМ
Фюзеляж ферменной конструкции сварен из стальных хромансилевых труб.
На ферме укреплен легкий деревянный каркас-опалубка, состоящий из рамок и обтянутый полотном.
Ферма состоит из четырех продольных лонжеронов и семи поперечных рам.
Для обеспечения жесткости каркас расчален лентами-расчалками.
Кабина, размещенная в фюзеляже, оборудована двумя креслами, приспособленными под парашюты, и площадкой для груза.
Левое кресло предназначено для пилота и регулируется по высоте.
Откидные спинки кресел обеспечивают свободный проход пассажиров при посадке.
За креслами расположены два сидения с откидывающимися спинками.
Дверь для входа в кабину и грузовой люк находятся на левом борту.
Они выполнены из дюралюминия и подвешиваются на стальных шомпольных петлях.
Крыло разъемное, постоянного профиля по размаху, прямоугольной формы в плане с закругленной концевой частью.
Профиль крыла — Кларк-YH 11%.
Каркас крыла деревянный, образован двумя коробчатыми лонжеронами и набором нервюр.
Обшивка полотняная.
Крыло крепится к верхней части фюзеляжа с помощью двух стыковых узлов, V-образных дюралюминиевых подкосов и треугольных контрподкосов.
В месте пристыковки крыла к фюзеляжу щель закрыта дюралюминиевыми зализами.
Элероны и закрылки щелевого типа имеют дюралюминиевый каркас с полотняной обшивкой.
Хвостовое оперение металлическое с полотняной обшивкой.
Горизонтальное оперение крепится к фюзеляжу с помощью металлических узлов и двух подкосов, кроме того расчалено двумя парами лент-расчалок.
Пятицилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-11ФМ мощностью 145 л.с. монтируется на сварной мотораме из стальных труб.
На выхлопные патрубки двигателя установлен кольцевой коллектор с одной удлиненной выхлопной трубой, выведенной в правой нижней части фюзеляжа.
Капот мотора состоит из пяти отдельных легкосъемных дюралюминиевых крышек и переднего диска.
Головки цилиндров мотора расположены в индивидуальных обтекателях передней части крышек.
Обдув цилиндров осуществляется через отверстия в передней части обтекателей.
Винт деревянный, двухлопастной, фиксированного шага ВИШ-327-Д25 диаметром 2,5 м.
Масляный бак емкостью 22 л установлен за мотором на противопожарной перегородке.
В консолях крыла размещены два бензиновых бака общей емкостью 132 л.
Основное шасси безосное, с независимой для каждого колеса системой шнуровой резиновой амортизации.
Колеса шасси размером 500х150 с пневматическими колодочными тормозами.
Костыльное колесо размером 200х80 управляемое с резиновой пластинчатой амортизацией.
Первый опытный экземпляр был выпущен на заводе №115 в январе 1945 г.
В том же месяце были начаты заводские испытания (летчик-испытатель В.Л. Расторгуев, механик Ф.З. Сбитнев).
Госиспытания в ГКНИИ ВВС завершены в июне 1945 г.
Выпускался серийно на заводе №464.
Всего с 1946 по 1947 г. было выпущено 40 экземпляров всех модификаций.
Як-10 с двигателем М-11ФР-1
В 1947 г на Як-10 был устанавлен двигатель М-11ФР-1 номинальной мощностью 140 л.с. и взлетной мощностью 160 л.с.
Он был разработан в ОКБ-41 на базе М-12 Коссова с цилиндровой группой от М-11Д.
Двигатель имел компрессор, экранированную систему зажигания, вакуум-насос, электрогенератор, пневмопуск.
Самолет прошел испытания в ГосНИИ ГВФ (летчик-испытатель С.К. Васильченко) и с середины 1947 г все серийные Як-10 оснащались этим двигателем.
Як-10В
Учебно-тренировочный вариант Як-10 с двойным управлением.
В левом кресле располагался инструктор, в правом вместо пассажира — курсант.
Для курсанта справа дублировались ручка управление рулем высоты и элеронами, гашетка управления тормозами, ручка управления нормальным газом, педали управления рулем направления.
Было построено два Як-10 с двойным управлением.
Як-10С
Санитарный вариант Як-10.
Позади кабины пилотов был оборудован санитарный отсек для транспортировки больных в сидячем положении или на носилках, а также сопровождающего медработника.
Носилки загружались через люк с левой стороны.
Люк из дюралюминия подвешивался на стальных шомпольных петлях.
Пол санитарного отсека располагался выше пола кабины, образуя уступ, позволяющий нормально сидеть при откинутых спинках сидений.
Стандартные санитарные носилки устанавливались на два складных кронштейна и закреплялись двумя ремнями.
Самолет был выпущен в 1946 г.
В том же году проведены заводские испытания (летчик-испытатель Ф.Л. Абрамов).
Як-10Г
Як-10 в варианте гидроплана.
Конструктивно практически не отличался от серийного Як-10 за исключением шасси, представлявшего собой однореданные деревянные поплавки с водостойким покрытием.
Поплавки крепились к фюзеляжу с помощью фермы из стальных труб с ленточными и тросовыми расчалками.
Заводские испытания выявили ухудшение летных характеристик по сравнению с колесным вариантом.
На госиспытания самолет не передавался.
Переоборудован из серийного Як-10 в одном экземпляре.
Як-10 с лыжным шасси
Вариант Як-10 с лыжным шасси, предназначенный для эксплуатации в зимнее время на неподготовленных площадках.
Конструктивно практически не отличался от серийного Як-10 за исключением шасси, которое представляло собой деревянные лыжи, склеенные из дубовых реек, с фанерным полозом и металлическим кабаном.
Габаритные размеры лыжи в плане — 1930х340 мм, площадь — 0,554 кв. м, масса — 20,25 кг.
Размеры хвостовой лыжи — 460х120 мм, площадь — 0,44 кв. м, масса — 1,93 кг.
Самолет был переоборудован из серийного Як-10 в одном экземпляре в феврале 1947 г и в том же месяце прошел испытания в ГосНИИ ГВФ.
Испытания выявили значительное ухудшение летных и взлетно-посадочных характеристик.
Данный вариант шасси не был рекомендован к серийному производству.