Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 
 
     
     
 

Описание

 
 

ЛТХ

 
 

Чертежи

 
 

Окраска

 
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Як-14

Як-14


Модификации:

Як-14
Як-14М


Як-14

Двадцатипятиместный транспортно-десантный планер классической аэродинамической схемы с верхним расположением крыла.
Фюзеляж сварной ферменной конструкции прямоугольного сечения, состоящий из передней, средней и хвостовой частей, состыкованных между собой с помощью шарнирных болтов и специальных запоров. Средняя часть представляет собой грузовой отсек объемом 42,5 кв. м. с габаритными размерами 8000x2355x2250 мм. Поперечную жёсткость грузового отсека обеспечивает шесть рам, к которым крепится крыло, подкосы и шасси. Поверх каркаса наложены дюралюминиевые стрингеры. Полотняная обшивка пришита к киперной ленте, намотанной на стрингеры опалубки. На верхней и нижней панелях фюзеляжа для формирования плавных обводов установлены гаргроты, образованные набором дюралевых рамок и стрингеров. Вдоль нижней плоскости средней фермы проходят две сварные балки, воспринимающие нагрузки от перевозимых грузов. На балки уложен пол из фанеры толщиной 12 мм. Поверх пола вдоль грузового отсека кладутся трапы, на которые производится погрузка боевой техники. При перевозке десанта трапы могли превращаться в сидения. Вдоль бортов грузового отсека установлены деревянные спинки сидений. Для загрузки малогабаритных грузов, входа и выхода десантников, а также покидания планера в воздухе на левом борту имеется боковая дверь размером 830x1480 мм, открываемая внутрь. С машины №0205 на правом борту в передней части фюзеляжа установлена дополнительная дверь. Двухместная кабина экипажа расположена над грузовым отсеком и для улучшения обзора смещена к левому борту. Доступ в нее может осуществляться из грузового отсека с помощью внутренней лестницы, либо снаружи, при этом подъем выполняется по специальным скобам на левом борту. С машины №0705 фонарь сделан съемным для возможности транспортировки планера по железной дороге.
Носовая и хвостовая части фюзеляжа сделаны откидными на петлях вбок, что позволяет производить сквозную погрузку и выгрузку техникой своим ходом. Фиксация откидных частей в закрытом состоянии осуществляется механизмом запирания. В носовой части установлены буксировочный замок, посадочная фара ФС-155 (с машины №0104 заменена на более мощную ФС-240), штуцеры воздушной системы и гнездо СПУ. На ранних машинах для обзора вперед-вниз в нижней обшивке носовой части имелось дополнительное остекление.
Крыло однолонжеронное подкосной схемы имеет в плане прямоугольную среднюю часть и трапециевидные консоли. Консоли крыла отъемные, крепятся к фюзеляжу двумя болтами и поддерживаются трубчатыми подкосами каплевидного сечения и контрподкосами. Основной лонжерон крыла балочной конструкции состоит из прессованных полок таврового сечения и стенки. В носке прямоугольной части крыла находится вспомогательный лонжерон, на котором установлен передний узел стыковки крыла с фюзеляжем. Поперечный набор состоит из 32 нервюр ферменной конструкции из дюралюминиевых профилей. Дополнительно вдоль размаха пущены дюралюминиевые стрингеры. От передней кромки до лонжерона крыло имеет металлическую обшивку, центральная часть обшита полотном.
Щелевые закрылки и элероны расположены по всему размаху крыла и состоят из двух секций каждый. Элероны дифференцированные и отклоняются на 18° вниз и 22° вверх от нейтрального положения. Левый корневой элерон имеет управляемый триммер. Закрылки могут отклоняться от нейтрального положения вниз в два фиксированных положения на 15° и 40°. На верхней поверхности носка трапецевидных участков крыла размещены управляемые интерцепторы, изготовленные из дюралевых пластин.
Хвостовое оперение однокилевое, расчалочного типа. Вертиакальное оперение состоит из киля, килевого гребня и руля поворота. Горизонтальное оперение состоит из стабилизатора и руля высоты. Жесткость стабилизатора обеспечивается двумя парами ленточных расчалок, закрепленных на киле и фюзеляже. Каркас оперения дюралевый, обшивка — полотняная. На задней кромке рулей высоты и поворота установлены управляемые триммеры.
Шасси неубирающееся трехколесное, с носовым колесом и масляно-пневматическои амортизацией. Основные стойки шасси имеют одинарные тормозные колёса размером 900×300 мм. Носовая стойка — самоориентирующаяся с одинарным колесом размером 600×250 мм. Ширина колеи составляет 3,22 м. Для облегчения погрузки и выгрузки техники давление в амортизаторах может стравливаться, при этом планер опускается на 450 мм. В процессе производства под фюзеляжем стали устанавливаться две посадочные лыжи для приземления на неподготовленные площадки ограниченного размера. Лыжи изготовлены из дерева, передние и задние концы загнуты вверх. Каждая лыжа крепится к балкам пола на трех резиновых амортизаторах и двух сварных шлицшарнирах. Перед посадкой воздух из амортизаторов шасси стравливается и планер приземляется на тормозные лыжи.
Радиооборудование, предназначенное для связи с землей, а также между экипажем планера и буксировщиком, включает в себя приемно-передающую радиостанцию РСИ-6К и переговорное устройство СПУ-5.
Буксировка планера осуществляется самолетами Ил-12Т и Ил-12Д. Длина буксировочного троса составляет 100 м, диаметр — 14,5 мм. Для обеспечения телефонной связи экипажа планера с буксировщиком к тросу прикреплен жгут из двух проводов с разъемами для подключения к сети.
Грузоподъемность и габариты грузового отсека допускают следующие варианты загрузки планера: десант 25 чел; пушка калибра 76 мм ЗИС-3 со снарядами и боевым расчетом из 7 человек; миномет калибра 80 мм БМ-82 с минами, боевым расчетом из 6 человек и автомашиной ГАЗ-67Б с водителем; пушка калибра 57 мм ЗИС-2 со снарядами и боевым расчетом из 7 человек; пушка калибра 57 мм ЗИС-2 со снарядами, боевым расчетом из 2 человек и автомашиной ГАЗ-67Б с водителем; две автомашины ГАЗ-67Б с водителем; автомашина ГАЗ-51 с водителем; бронеавтомобиль БА-64 с экипажем; 15 бочек керосина весом 200 кг каждая.
Первый опытный экземпляр был выпущен на заводе №464 в ноябре 1947 г. Заводские испытания проходили с 31 января по 4 марта 1948 г. Первый полёт совершён 19 февраля 1948 г (летчики-испытатели Б.Г Песков и В.Г. Ильин). Госиспытания в ГК НИИ ВВС проведены с 4 апреля по 14 мая 1948 г. По результатам испытаний был запущен в серийное производство на заводах №464, 168 и 47.


Як-14М

Модернизиованный Як-14 с увеличенной грузоподъемностью до 3500 кг. Конструкция планера была усилена, установлен металлический пол, новые швартовочные приспособления. Это позволило увеличить количество десанта до 27 человек и расширить перечень перевозимой техники, включая противотанковое орудие калибра 37 мм ЧК-М1, миномет калибра 160 мм М-43 с автомашиной ГАЗ-67Б, понтонные мосты и артиллерийскую самоходную установку АСУ-57. Предлагая Як-14 как комплексную систему, ОКБ-115 самосоятельно разработало авиадесантную артиллерийскую самоходную установку собственной конструкции АСУ-57 (см. соответсвующую страницу), исходя из габаритов и характеристик планера, однако предпочтение было отдано аналогичной установке конструкции ОКБ-40. Кроме того, было улучшено оборудование кабины летчиков, управление сделано сдвоенным, изменено расположение штурвалов управления триммерами элеронов и руля поворота, улучшено внутрикабинное освещение, увеличена площадь интерцепторов, оборудованы съемные сидения для десантников, сделаны дополнительные дренажные отверстия.
Госиспытания в ГК НИИ ВВС проведены в августе 1949 г (летчик-испытатель Е.С Олейников). Выпускался серийно с марта 1950 г.



   

<<

>>