Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


В августе 1934 года газетой "Правда" совместно с Осоавиахимом был организован первый большой спортивный перелет звена самолетов АИР-6 по маршруту Москва — Иркутск — Москва. В мероприятии участвовали четыре самолета АИР-6 (все три опытных завода №39 и первый серийный завода №47). В ходе перелета были предусмотрены промежуточные посадки в городах Горький, Казань, Янаул, Свердловск, Курган, Петропавловск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Нижнеудинск. Общая расчетная протяженность в один конец составила 4263 км, фактически - 4471 км. В экипажи самолетов входили летчики Готгарт (командир группы и пилот головного самолета), Нечаенко, Нусберг и Сандрыкин; бортмеханики Кахно, Гаврилов и Добжинский и корреспондент "Правды" Горбатов. Звено стартовало утром 5 августа 1934 г. Спустя пять дней, 10 августа в 10 часов по московскому времени четыре самолета приземлились на Иркутском аэродроме, пролетев 4471 км за 36 часов 55 минут без происшествий и поломок. После трехдневного отдыха звено отправилось в Москву. Обратный маршрут был пройден за четыре дня, несмотря на сильнейшие встречные ветры и непогоду. 18 августа звено благополучно совершило посадку на аэродроме в Тушино. Летное время составило 38 часов 25 минут. На весь перелет протяженностью 9000 км было затрачено 75 часов 20 минут при средней скорости 120 км/ч.

16 августа 1934 года "Правда" напечатала передовую статью "За легкий самолет, за местную авиацию", в которой говорилось:
"На фоне выдающихся успехов современной авиации перелет легких самолетов от Москвы до Иркутска выглядит, конечно, весьма скромным достижением, хотя он и выполнен блестяще во всех отношениях. Тем не менее, этот перелет имеет серьезное значение, ибо он прокладывает путь советскому легкому самолету — "воздушному форду", как метко окрестило эту машину общественное мнение.
Звено легких самолетов АИР-6 советской конструкции, советского производства и с советскими же легкими моторами в 100 сил превосходно справилось с поставленной перед ним задачей. Несмотря на резко неблагоприятную погоду, 4 самолета прошли 4263 километра за 5 суток, в 35 летных часов, без единой аварии и поломки, без единой вынужденной посадки и теперь возвращаются обратно.
Подведя итоги организованного Осоавиахимом и "Правдой" перелета, мы можем сказать, что положено начало массовой легкой авиации, развитие которой имеет в нашей стране самые широкие перспективы. Перелет, проводившийся в порядке подготовки ко Дню авиации, привлек внимание широкой общественности к проблеме легкого самолета и с полной убедительностью показал надежность и выносливость АИРов.
Самолет, летящий со скоростью 150 километров в час, чрезвычайно простой и удобный в управлении, комфортабельно обставленный, весьма неприхотливый в отношении взлетных и посадочных площадок, требующий незначительного количества бензина на час полета, свободно помещающийся почти в любом сарае, поднимающий 3 человек плюс багаж, — такой самолет является желанным гостем во всех наших республиках, краях и областях, где он может стать серьезным помощником в хозяйственном и культурном строительстве."

В передовой статье "Советский "воздушный форд" 25 августа 1934 года "Правда" писала:
"18 августа, в разгар авиационного праздника, над аэродромом в Тушине появилось звено легких самолетов АИР-6 и опустилось на землю, закончив этим свой перелет Москва — Иркутск — Москва.
Внимание многотысячного собрания было приковано в это время к захватывающей картине воздушного боя истребителей, тем не менее, оно с восторгом приветствовало участников перелета. Это показывает, что легкая авиация приобрела в нашей стране большую популярность. Данный вывод единодушно подтверждается участниками перелета АИРов, встречавшими на каждой остановке живой, острый интерес к легкому самолету.
Интерес к легкому самолету носит всеобщий характер. Да иначе и быть не может, ибо потребность в нем ощущается положительно всеми. В легком самолете нуждаются наши краевые и областные организации для быстрой и удобной связи с любым из пунктов края и области. В легком самолете нуждаются наши хозорганы для оперативного руководства предприятиями. На легкий самолет с завистью смотрит наша аэроклубная молодежь, которая нуждается в машине для тренировочных, агитационных и туристских полетов. Легкого самолета ждут не дождутся на местных линиях нашего гражданского воздушного флота.
Легкий самолет — это "воздушный форд". И подобно тому, как автомобиль стал массовой машиной лишь с появлением легких его типов, так и маломощный самолет дает возможность приобщить к авиации широчайшие слои населения. Культурное значение массового применения легкой авиации неизмеримо. Громадна ее роль и в укреплении обороны страны. Насытить страну легкими самолетами — такова насущная необходимость...
Надо сказать, что АИР-6 не единственный представитель советской легкой авиации. Мы имеем ряд и других машин этого типа. Наши конструкторы все больше заинтересовываются проблемой легкой авиации и, надо надеяться, создадут новые, еще более превосходные конструкции. Но АИР-6, по общему отзыву всех участников перелета Москва — Иркутск — Москва, блестяще выдержал испытание.
Дело теперь за промышленностью, которая должна наладить серийный выпуск легких самолетов..."

Источники: [1]; [2]; [3]


 

<<