Постройка АИР-3 была начата в апреле 1929 г на авиазаводе №39 им. Менжинского и завершена в конце июня.
Самолет получил название "Пионерская правда", т.к. средства на постройку были собраны пионерами по призыву одноименной газеты.
Первый полет на АИР-3 совершил А.И. Филин 29 июня 1929 г.
В испытаниях участвовали пилоты Ю.И. Пионтковский, Д.А. Кошиц, А.Б. Юмашев.
За время испытаний общий налет составил около 15 часов.
Летные испытания Инспекции гражданской авиации были завершены 17 августа 1929 г.
24 августа на Октябрьском поле в Москве Всесоюзный слет пионеров передал самолет Воздушному флоту.
26 августа в 4 часа утра АИР-3 под управлением слушателей Военно-воздушной академии летчика А.И. Филина и летчика-наблюдателя А.Ф. Ковалькова
при запасе горючего на 14 часов поднялась с Центрального аэродрома для беспосадочного полета по маршруту Москва — Минеральные Воды протяженностью 1750 километров.
Погода была благоприятной и летчики намеревались выполнить задание за 12 летных часов.
В 4:45 авиетка пролетела Серпухов, в 5:25 — Тулу, в 7:40 — Воронеж. Из-за дефекта бензосистемы экипаж был вынужден дважды совершать вынужденную посадку. Причина была выявлена только в Ростове.
Воздушный поток, создавая разрежение над крылом, высасывал горючее через дренажные отверстия в пробках баков, вследствие чего они полностью опустели.
Дефект был устранен путем установки напорных трубок.
31 августа полет был возобновлен, однако из за сложных метеоусловий пришлось сделать остановку в Тихорецкой.
Вечером 1 сентября самолет приземлился в Минеральных Водах.
6 сентября, в 4 часа 7 минут, "Пионерская правда" с полностью заправленными баками вылетела в Москву.
Ровно через 3 часа прошли над Ростовом, через 6 часов 50 минут — над Воронежем, через 9 часов 8 минут - над Тулой и через 10 часов 23 минуты полета опустились на Центральном аэродроме в Москве.
Таким образом, без посадки расстояние в 1750 километров было пройдено со средней скоростью 170 километров в час.
Этим полетом Филин и Ковальков установили два мировых рекорда для двухместных маломощных самолетов: на дальность без посадки и на среднюю скорость на дистанции 1750 километров.
Комментируя этот рекордный перелет, газета "Правда" писала:
"Этот рейд показал, что ВВА умеет не только строить прекрасные самолеты, обгоняя западную капиталистическую технику, но имеет прекрасных будущих инженеров, которые летают на своих машинах не хуже рекордсменов буржуазного мира".
29 сентября АИР-3 вылетел в Крым для обслуживания VI Всесоюзных планерных состязаний.
Несмотря на чрезвычайно неблагоприятные встречные и боковые ветры, летчик Д. А. Кошиц и механик Б. Н. Подлесный успешно прошли 1420 км за 10 часов 51 минуту летного времени, с одной посадкой в Запорожье.
Здесь АИР-3 обеспечивал связь с Севастополем, совершал полеты для тарировки барографов, поиска улетевших планеров и т. д.
Из-за отсутствия бензина на горе Клементьева (Узун-Сырт) для заправки приходилось периодически осуществлять перелеты в Севастополь.
Кроме Кошица на АИР-3 летали и другие пилоты.
Старший летчик НИИ ВВС А.Б. Юмашев проделал на АИР-3 ряд фигур высшего пилотажа (развороты, горки с виражами, перевороты, мертвые петли, иммельман, глубокие виражи, скольжения), причем все фигуры машина выполняла очень хорошо и легко.
Юмашев отмечал прекрасную устойчивость самолета, отсутствие тенденции к переходу в штопор, а управляемость сравнивал с управляемостью истребителя.
Возвращаясь после заправки из Севастополя, пилотируемый Юмашевым АИР-3 совершил посадку в темное время суток на горе Клементьева, в результате чего была сломана опора шасси.
Шасси было восстановлено в полевых условиях, причем из-за отсутствия необходимых материалов была использована водопроводная труба.
После закрытия состязаний Кошиц и Подлесный перегнали АИР-3 в Севастополь и 27 октября отправились в обратный путь.
При чрезвычайно сложных погодных условиях, потеряв в тумане ориентировку, через 10 часов они совершили посадку в Харькове.
В связи с проходившим в Харькове Всеукраинским совещанием Осоавиахима, АИР-3 был использован для агитационной работы и совершил около 20 полетов.
Во время одной из посадок шасси повторно вышло из строя и было отремонтировано на заводе "Укрвоздухпуть".
31 октября в 11 часов 5 минут Кошиц и Подлесный вылетели в Москву.
Полет был осложнен погодными условиями (туман, низкая облачность, дождь).
АИР-3 показал среднюю скорость более 180 км/ч и через 4 часа 20 минут совершил посадку в Москве.
Всего в этом перелете было пройдено около 4000 км.
За последующие три месяца АИР-3 налетал около 12 тысяч километров с множеством взлетов и посадок во внеаэродромных условиях.
Таким образом, АИР-3 по интенсивности эксплуатации и надежности не имел себе равных среди легких самолетов.
В 1930 году АИР-3 использовался для испытаний трехцилиндрового двигателя НАМИ М-23 мощностью 65 л.с.
В июле прошли наземные испытания, сначала на фюзеляже АИР-3 без крыла, затем с установленным крылом.
На АИР-3 были установлены новая моторама, капоты и арматура управления мотором, специально спроектированный винт, изменены бензо- и маслопроводка, дополнительно установлен сектор высотного корректора.
Летные испытания прошли в сентябре 1930 г.
Мотор работал спокойно, без тряски.
Скорость АИР-3 возросла до 165 км/ч против 146 км/ч с двигателем "Walter".
13 сентября Ю. И. Пионтковский с уменьшенным запасом топлива — на 2,5 часа — сумел за 45 минут подняться на 5110 м, после чего из-за сильного мороза (минус 18 градусов) был вынужден пойти на снижение, не достигнув потолка.
Однако двигатель работал неудовлетворительно и серийно не строился.
Источники:
[1];
[2];
[3];
[4]
[5]