Первоначально имел обозначение ВВА-3 (Военно-Воздушная Академия).
Затем был переименован в АИР-1 (в честь председателя ЦС Осоавиахима А.И. Рыкова).
Двухместный расчалочный одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции.
Фюзеляж из четырех сосновых лонжеронов, стоек, распорок и расчалок.
Передняя часть и гаргрот обшиты фанерой толщиной 2,5 мм.
Хвостовая часть обтянута полотном. Поверх фанерной обшивки полотна не было.
Подмоторные бруски из ясеня установлены на двух рамах из 15-мм фанеры.
Кабины открытые. Передняя кабина предназначалась для пассажира.
Органы управления и приборы размещались только в задней кабине.
Переднее сиденье закреплено на пирамиде, опирающейся на распорки,
заднее подвешено на тросах к верхним лонжеронам фюзеляжа и расчалено стальной проволокой.
Управление тросовое, в местах перегибов установлены стальные балансиры, роликов нет.
Ручка и педали смонтированы на стальной трубе.
Двигатель рядный 4-х цилиндровый "Cirrus" М-1 мощностью 60 л.с.
Бензобак на 50 кг помещался в центроплане верхнего крыла, горючее поступало самотеком.
Капоты, закрывающие нижнюю часть цилиндров и картера выколочены из алюминия толщиной 1 мм и закреплены с помощью стальных шомполов.
Шасси неубирающееся из V-образных стальных труб с деревянными обтекателями.
Колеса соединены осью. Амортизация - резиновый шнур.
Ориентирующийся костыль из ясеня укреплен в хвостовой части на стальной трубе, связанной непосредственно с четырьмя лонжеронами фюзеляжа.
Крылья деревянные, расчаленные внутренними крестами, каждое состоит из двух коробчатых лонжеронов, распорок и нервюр.
Передняя кромка обшита до лонжерона фанерой, по задней проложена сосновая рейка. Профиль крыльев - Геттинген-387.
Конец крыла выгнут на шаблоне и склеен из тонких планок. Элероны подвешаны на рояльных петлях, верхний и нижний соединены между собой и с качалкой жесткой тягой.
Стойки бипланной коробки деревянные, цельные, ленты-расчалки металлические.
Хвостовое оперение деревянное, расчаленное стальной проволокой к фюзеляжу. Стабилизатор допускал переустановку угла на земле.
Проектирование самолета было начато в конце 1925 г. и продолжалось около года.
В августе 1926 г. техническая комиссия Авиахима одобрила проект.
Постройка АИР-1 заняла 8 месяцев и была закончена 1 мая 1927 г.
Первый полет был совершен 12 мая (летчик Ю.И. Пионтковский).
Построен в одном экземпляре.
В 1977 г. по оригинальным чертежам был построен второй экземпляр и выставлен в музее ОКБ им. Яковлева.