Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


C-11 (Як-11) (заводской номер неизвестен) построен по лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице и передан ВВС ЧССР. После исключения из состава ВВС прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s. Находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета. Списан в 1970 г, после чего хранился в разобранном виде на аэродроме Эль-Ханда.
В июне 1983 г Ален и Раймон Капель ("Capel Aviation"), Жан Салис ("Salis Aviation de Cherny la Ferte-Alais") и Жак Бурре ("Aero Retro") совместно приобрели его в числе 41 списанных C-11. Он был доставлен автотранспортом в контейнере в Александрию, погружен на судно и переправлен в Марсель.
В апреле 1987 г при посредничестве британского коллекционера Стивена Грея (The Fighter Collection, Даксфорд, Великобритания) владельцем стал Роберт Фрэнсис Янси (Кламат-Фоллс, Орегон, США). Он был регистрирован в Федеральном управлении гражданской авиации США, получив регистрационный код N5943.
Самолёт был модернизирован. Под руководством Уильяма Уайтлэча на него был установлен форсированный двигатель Pratt & Whitney R-2800-CB16 Double Wasp мощностью 2500 л.с., снятый с принадлежавшего Янси Chance Vought F4U. Фюзеляж был усилен стальными трубами, установлен капот двигателя от самолета Nord 2501, укороченный четырехлопастной воздушный винт AeroProdacts от North American T-28 со втулкой от Grumman F8F и коком от Douglas A-26, маслорадиатор от Grumman S-2, полотняная обшивка заменена на металлическую, хвостовое колесо выполнено убирающимся, одноместная кабина сдвинута назад и закрыта обтекаемым фонарем. Работы по модернизации заняли 14 месяцев. В 1990 г самолёт получил индивидуальное наименование "Perestroika".
Самолет неоднократно принимал участие в Национальном чемпионате по воздушным гонкам в Рино (Невада, США). В 1987 г он занял второе место в классе Unlimited Bronze (достигнув скорость 595,80 км/ч), в 1988 г — четвертое место в классе Unlimited Silver (622,03 км/ч), в 1989 и 1991 г — четвертое место в классе Unlimited Gold (653,47 и 689,27 км/ч соответственно), в 1992 и 1993 г — третье место в классе Unlimited Gold (697,75 и 707,37 км/ч соответственно). 21 сентября 1990 г во время гонок в Рино в результате падения давления масла произошла остановка двигателя. Янси благополучно выполнил вынужденную посадку, однако в масляных фильтрах была обнаружена металлическая стружка, что потребовало капитального ремонта двигателя.
23 октября 1993 г во время гонок в Канзас-Сити (Канзас, США) он сошел с дистанции из-за выхода из строя главного шатуна двигателя.
В 1995 г самолет приобрел Алан Престон (Flight Magic Inc, Санта-Моника, Калифорния, США). Самолёт был переименован и получил индивидуальное наименование "Hell's Bells".
В 1997 г владельцами стали Джон и Марсия Мур (Сан-Мигель, Калифорния, США). Полеты на самолете выполнял Шерман Смут, обслуживание осуществляли Ларри Классен и Дейв Хьюз. Самолет получил индивидуальное наименование "Czech Mate".
В сентябре 1998 г он дебютировал в Национальном чемпионате по воздушным гонкам в Рино. В квалификационном полете он достиг скорости 681,5 км/ч, однако 17 сентября во время гонки взорвался и загорелся двигатель. Благодаря мастерству пилота удалось посадить практически неуправляемую машину на аэродром, однако он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. В результате резкого разворота сложились стойки шасси, самолет получил значительные повреждения. Пилот не пострадал. Восстановление самолета заняло около двух лет. В 2000 г он снова принял участие в гонках в Рино, однако был вынужден сойти с дистанции из за прогоревшего поршня цилиндра и выхода из строя системы впрыска.
После этого в конструкцию были внесены изменения. С помощью Питера Ло была изменена система впрыска антидетонационной жидкости. Джим Ларсен изготовил новое вертикальное оперение увеличенной площади. Кроме того был изменен угол установки стабилизатора, расширен воздухозаборник маслорадиатора.
В 2003 и 2004 г на гонках в Рино Смут занял четвертое место в классе Unlimited Gold (достигнув скорость 717,15 и 687,83 км/ч соответственно), в 2006 г — третье место (717,47 км/ч), в 2007 г — второе место (698,37 км/ч), в 2008 г — четвертое место (683,19 км/ч), в 2009 и 2013 г — третье место (747,23 и 733,49 км/ч соответственно), в 2014 г — второе место (738,45 км/ч).
С 2016 г полеты на самолете выполняет Джеймс Консалви. В сентябре 2016 г на гонках в Рино он занял второе место в классе Unlimited Gold (725,14 км/ч).

Источники: [1]; [2]; [3]; [4]; [5]; [6]


 

<<