Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Художественный фильм "Балтийское небо" был снят на киностудии "Ленфильм" в 1960 г. Режиссёр фильма — Владимир Венгеров, автор сценария — Николай Чуковский, оператор — Генрих Маранджян, художник-постановщик — Виктор Волин.
Для съёмок авиатехники в этом фильме использовались Як-11, По-2 и специально изготовленные масштабные модели. Съёмки проходили на аэродроме Борки в Ленинградской области. Самолёты пилотировали лётчики отдельной эскадрильи ДОСААФ.
Як-11 в этом фильме "играл роль" И-16, абстрактного советского истребителя (возможно, Як-1/-7/-9 или Ла-5/-7), а также, в некоторых сценах — немецкого истребителя (по всей видимости Messerschmitt Bf.109). Для съёмок в качестве истребителя несколько самолётов были переделаны в одноместный вариант. Задняя кабина была демонтирована и закрыта дюралюминевой панелью. Задняя секция фонаря и мачта антенны соответственно сдвинуты вперёд. Для придания большей достоверности в наземных сценах штатный пропеллер заменялся бутафорским трёхлопастным винтом. Переделка была осуществлена по заказу киностудии "Ленфильм" в мастерских Ломоносовского ВАТУ (п. Лебяжье, Ленинградская обл.) в 1959 г. Всего изготовлено 7 экземпляров. Кроме того в фильме использовался один обычный двухместный Як-11. В его второй кабине размещался оператор, осуществлявший съёмку воздушных сцен.
Более серьёзная переделка была выполнена для конверсии в И-16. Задняя часть фюзеляжа была укорочена, задняя кабина демонтирована, фонарь кабины снят и заменён козырьком,установлен гаргрот, изменена конфигурация крыла, в капоте двигателя прорезаны характерные отверстия для выхлопных патрубков, установлена имитация стволов крыльевых пулемётов, изменена стреловидность киля. Кроме того были установлены дополнительные подкосы и изменённые щитки основных стоек шасси, в связи с чем шасси стало неубираемым. В "зимнем" варианте колесо хвостовой опоры было заменено лыжей. Винтомоторная группа и хвостовое оперение оставлены без изменений. Всего изготовлено 4 экземпляра.
В том же году одноместные Як-11 были использованы для съёмок фильма "Нормандия-Неман". Фильм был снят киностудиями "Мосфильм" (СССР), ALKAN и Franco London Films (Франция). Режиссёр-постановщик фильма — Жан Древиль, режиссёр — Дамир Вятич-Бережных, авторы сценария — Константин Симонов, Шарль Спаак, Эльза Триоле, главный оператор — Жак Натто, оператор — Жан Лалье, оператор воздушных съёмок — Е. Лозовский, оператор комбинированных съёмок — К. Алексеев.
Як-11 в этом фильме "играл роль" Як-1/-9/-3, стоявших на вооружении 1-го отдельного ИАП "Нормандия". Для создания впечатления большей массовости на одни и те же самолёты наносились разные бортовые номера. В фильме также использовался один обычный двухместный Як-11.

Источники: [1]; [2]; [3]


 

<<