Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


C-11 (Як-11) №171101 с двигателем М-21 (АШ -21) №215029 построен по лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице в августе 1955 г и передан ВВС ЧССР, где получил бортовой номер 1101. До 1958 года самолет эксплуатировался в 1 эскадрильи 16 ИАП, базировавшегося на аэродроме Добржани. Машину обслуживал механик Ганзличек. В 1963 г самолёт прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был экспортирован в в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s. До 1964 года находился в эксплуатации в качестве учебно-тренировочного самолета на аэродроме Эль-Ариш (Северный Синай) с бортовым номером 590. 19 января 1964 г 26-летний египетский пилот капитан Махмуд Аббас Хильми дезертировал и угнал этот самолет в Израиль. После 80-минутного полета он пересек израильскую границу и в 10:15 приземлился на авиабазе Хацор (4-е крыло, Ашдод). Свой поступок он мотивировал политическими причинами. Он был допрошен командиром авиабазы полковником Беньямином Пеледом. На последующем допросе присутствовали начальник Генерального штаба Ицхак Рабин и командующий ВВС Эзер Вейцман. Бегство пилота было использовано в пропагандисткских целях. Хильми публично осудил участие Египта в гражданской войне в Йемене, а также внутреннюю политику президента Насера. Его радиоинтервью для Radio KOL Israel транслировалось на арабские страны. Однако оставаться в Израиле он не пожелал, и во второй половине июня 1964 г под чужим именем с поддельными документами был переправлен в Аргентину. Через десять дней он исчез из Буэнос-Айреса. Местные газеты писали, что он был обнаружен полицией мертвым в своём гостиничном номере. По сообщениям египетских изданий, он добровольно явился в египетское посольство с просьбой о возвращении на родину и отдал себя в руки правосудия. И.О. министра обороны Израиля Пинхас Сапир на прошедшем 29 июня заседании кабинета министров заявил о его похищении египетскими агентами. Через два года в израильской прессе было опубликовано сообщение о его казни 10 мая 1966 г.
Спустя некоторое время эта история стала обрастать красочными домыслами. Так он якобы был не простым перебежчиком, а агентом Моссад, завербованным с целью угона новейшего истребителя МиГ-21. Во время перелета его преследовала до самой границы пара египетских МиГов, но ему удалось увернуться от выпущенных ракет и на большой скорости оторваться от преследования. Его смерть якобы являлась результатом успешной операции египетских спецслужб. Утверждается, что после прибытия в Буэнос-Айрес, он отправил матери открытку, что позволило вычислить его местонахождение, после чего последовало знакомство с роковой красоткой, которая заманила его на конспиративную квартиру, где он был обездвижен и доставлен в египетское посольство. Оттуда он в деревянном ящике дипломатической почтой был доставлен на родину, предан суду и казнен. Видеозапись казни была показана всем египетским летчикам в назидание. Однако даже поверхностный анализ позволяет усомниться в достоверности этих утверждений. Каким образом угон устаревшего поршневого учебного самолета мог помочь в краже МиГ-21 не уточняется. Вероятность оторваться на Як-11 "на большой скорости" от реактивных МиГов и уклониться от ракет близка к нулю. Мелодраматичные подробности аргентинского похищения были опубликованы в нескольких книгах израильских авторов и другими источниками не подтверждаются.
Угнанный Хильми Як-11 некоторое время содержался на авиабазе Хацор. Командир базы полковник Беньямин Пелед и командир 119 эскадрильи майор Эзра Аарон совершили на нем несколько полетов. Однако технический персонал базы не имел опыта обслуживания машин этого типа и самолет был признан непригодным к летной эксплуатации. Позже он был передан в музей ВВС Израиля "Хейль Авир" (Хацерим, Беэр-Шева). В 1976 году Як-11 был отправлен в Великобританию в обмен на North American T-6 "Harvard". Самолет приобрел Роберт Джон Лэмплаф (British Aerial Museum, Даксфорд, Великобритания). Он был зарегистрирован в Управлении гражданской авиации Соединенного Королевства, получив регистрационный код G-KYAK. После проведения восстановительного ремонта первый полет был совершен 29 апреля 1981 года. На самолет были нанесены советские опознавательные знаки, его окраска копировала Як-3 командира полка "Нормандия-Неман" майора Луи Дельфино (см. здесь).
21 октября 1984 года в 14:30 при выполнении демонстрационного полета на аэродроме Даксфорд самолет совершил аварийную посадку за пределами аэродрома. Як-11 пилотировал Джон Ларкомб, имевший к тому времени 16-часовой налет на этом типе самолета. При выполнении фигур высшего пилотажа, в том числе бочки, на высоте 70 м и скорости около 250 км/ч произошла остановка двигателя. Выполнив левый разворот, пилот попытался вернуться на аэродром, но высоты не хватило. Он совершил вынужденную посадку не выпуская шасси на небольшом поле восточнее Хантс-Роад. Прокатившись "на брюхе" около 70 м, самолет развернулся на 180 градусов и остановился. Пилот получил незначительные травмы и смог самостоятельно покинуть кабину. У самолета был поврежден воздушный винт и нижняя часть обшивки фюзеляжа. Расследование происшествия показало, что причиной отказа двигателя послужило одновременное наложение двух факторов: неконтролируемая утечка масла через задний подшипник двигателя в картер, вызванная износом подшипника, усугубленная неприспособленностью маслосистемы самолета к длительному перевернутому полету.
В связи с продажей Як-11 во Францию, регистрация CAA была аннулирована в январе 1992 г. Новым владельцем стал Кристоф Жаккар (SARL Spitfire Warbird Ltd, Даруа, Дижон, Франция). 11 мая 1992 г он был зарегистрирован в Организации по безопасности гражданской авиации, получив регистрационный код F-AZHQ. Самолет был перекрашен, его окраска копировала Як-1б командира 152 ГвИАП майора С.Д. Луганского (см. здесь). На борту была нанесена надпись на псевдорусском языке с примесью латиницы: "Серген Лугакскоку от комсомольцев U молодежU Алма Ата". Через два года он был продан Стивену Грею (The Fighter Collection, Даксфорд, Великобритания), после чего регистрация OSAC была аннулирована 28 декабря 1994 г. 4 января 1995 г он был зарегистрирован в CAA, получив прежний регистрационный код G-KYAK. После новой продажи во Францию регистрация была аннулирована 16 февраля 1996 г. Самолет приобрел Жан-Люк Ланжар (Association Aviantik, Карпике, Кан, Франция). 1 апреля 1996 г он был зарегистрирован в OSAC, получив регистрационный код F-AZQI. В 1999 г перешел в собственность Макси Гейнза (Норт-Уилд, Великобритания). 24 февраля 1999 г он был зарегистрирован в CAA, снова получив регистрационный код G-KYAK. После продажи самолета в Германию регистрация AAC была аннулирована 28 апреля 2009 г. С 2009 года им владел Ахим Майер (MeierMotors GmbH, Фрайбург-им-Брайсгау, Баден-Вюртемберг, Германия). Базировался на аэродроме Бремгартен. Зарегистрирован в Федеральном агентстве гражданской авиации Германии, получив регистрационный код D-FMAX. С 2009 по 2010 г он прошел капитальный ремонт. Для восстановления поврежденных участков обшивки старая краска была полностью удалена. По словам Майера, в первозданном виде машина произвела на них настолько сильное впечатление, что было принято решение отказаться от покраски. Металлические поверхности были отполированы до зеркального блеска, полотняная обшивка покрыта серебрянкой. В таком виде в сентябре 2011 года он принимал участие в авиашоу "Oldtimer-Fliegertreffen" (Ханвайде, Германия). В 2015 г на него были нанесены опознавательные знаки ГДР. В июле 2015 г самолет приобрел Герберт Аллиманн (Швейцария).

Источники: [1]; [2]; [3]; [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]


 

<<