Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Облегченный Як-1 60 серии №3560 был построен на саратовском заводе №292 23 марта 1942 г. По решению ГКО от 14 марта 1942 г. саратовскому заводу было поручено к 1 апреля изготовить и сдать 10 самолетов Як-1 в облегченном варианте типа перехватчик. Эта работа носила экспериментальный характер. Ведомость мероприятий, по снижению полетной массы содержала 25 пунктов. Наиболее существенные из них: снятие пулеметов ШКАС; замена коллиматорного прицела кольцевым; снятие одного из двух баллонов сжатого воздуха; снятие фильтра "Куно", снятие одного из двух бензиномеров; снятие сетки с гондолы водорадиатора; замена деревянного оперения металлическим с самолета Як-7; снятие протекторов с бензобаков (губка "Аназот"), снятие балок РО.
Облегченный самолет должен был иметь все приспособления для подвески шести балок под РС-82 на случай использования его для действия по наземным целям или большим группам бомбардировщиков.
Все 10 облегченных на 162 кг самолета 21-24 марта были сданы по сборке, но не приняты "по бою" военными представителями на заводе, ввиду того, что металлическое оперение для этих самолетов с новосибирского завода было доставлено только 7 апреля. Они (в том числе и Як-1 №3560) были переданы в 12 ГвИАП 6 ИАК ПВО Москвы для эксплуатации и боевого использования в качестве истребителей-перехватчиков.

В июне 1942 г. Як-1 №3560 подвергся в ОКБ А.С. Яковлева восстановительному ремонту и переделкам, во время которых на нем были выполнены следующие работы:
По обзору — для лучшего обзора задней полусферы верхний гаргрот фюзеляжа за кабиной пилота понижен, фонарю придана удобообтекаемая (каплеобразная) форма; для меньшего искажения предметов боковые стенки козырька и подвижной части фонаря выполнены плоскими взамен выпуклых; внутри кабины перед козырьком установлено зеркало.
По бронированию — для защиты головы летчика спереди и сзади установлены прозрачные бронестекла, головы летчика сзади сверху - броненадголовник на подвижной части фонаря, левой руки - бронеподлокотник.
По вооружению — взамен двух синхронных пулеметов ШКАС с боезапасом 1500 патронов установлен один синхронный пулемет УБС с боезапасом 200 патронов; сохранена мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 снарядов; снята система пневмоперезарядки пушки; механический и пневмомеханический спуски пушки и пулемета заменены соответственно на электрический и пневмоэлектрический; оптический прицел ОПБ заменен на кольцевой механический ВВ-1, что явилось следствием настойчивых требований строевых частей, не удовлетворенных плохим качеством оптических прицелов.
Серийную ручку управления самолетом заменили на ручку Р-1, как у Me-109. Управление огнем теперь осуществлялось одной правой рукой нажатием большим и указательным пальцами на спусковую кнопку и спусковой крючок, расположенные на ручке управления самолетом. При этом во время стрельбы при непрерывном чередовании в бою огня и маневра не требовалось, как при старой ручке с двумя гашетками, переносить левую руку с сектора газа на гашетки, что затрудняло управление самолетом и ведение прицельного огня.
Улучшение обзора, особенно задней полусферы, давало большое преимущество в бою, ибо позволяло летчику видеть находящегося сзади противника.
Установка нового вооружения усилила огневую мощь самолета Як-1. Секундная масса залпа увеличилась в 1,15 раза по сравнению с Як-1 со старым вооружением, стала равной секундной массе залпа ЛаГГ-3 последних выпусков и больше, чем у МиГ-3 в 1,66–2,1 раза. Она превосходила секундный залп Me-109F-2 в 1,1 раза, трехточечного Me-109G-2 в 1,2 раза и уступала пятиточечному Me-109G-2 в 2,2 раза.
Производство модифицированного Як-1 №3560 было закончено 1 июля 1942 г. Он был предъявлен в НИИ ВВС как эталон по обзору, бронированию и вооружению и проходил госиспытания с 4 по 14 июля 1942 г. Было выполнено 16 полетов общей продолжительностью 8 ч 15 мин. Испытания проводила бригада НИИ ВВС в составе: летчик А.Г. Прошаков, ведущий инженер М.А. Пронин, техник Л.В. Николаев. В облете участвовали летчики-испытатели НИИ ВВС П.М. Стефановский, А.Г. Кочетков, Л.М. Кувшинов, В.И. Хомяков.
В акте по результатам госиспытаний было отмечено, что обзор вперед, в стороны и назад через бронестекло и прозрачную заднюю часть фонаря хороший и является самым лучшим по сравнению со всеми нашими самолетами-истребителями.

источник


 

<<