Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Схема окраски Як-1 с бортовыми номерами 34 и 85 воспроизведена по довольно известной фотографии, публиковавшейся во многих изданиях. Точное время и место съемки, а также принадлежность самолетов неизвестны. Анализ фотографии позволяет предположить, что период ограничивается второй половиной зимы – началом весны 1942 г. В ряде изданий (в основном зарубежных) утверждается, что это 42 ИАП под командованием Шинкаренко, мотивируя это тем, что в полку проводилась доработка Як-1 с установкой каплевидного фонаря и пониженного гаргрота, а на фото на заднем плане запечатлен именно такой самолет. Однако, это не соответствует действительности. Во-первых, в 42 ИАП проходили войсковые испытания Як-7 с каплевидным фонарем, а не Як-1. Во-вторых, хотя фото имеет не слишком высокое качество, все же на нем достаточно отчетливо видно, что Як-1 №85 имеет гаргрот нормальной высоты, а его окраска отличается от других участков поверхности самолета не вследствие доработки, а, скорее всего, восстановительного ремонта после повреждения.
В некоторых источниках в качестве места съемки указывается Ленинградский фронт. Впрочем, создается впечатление, что главным аргументом в пользу этого утверждения является то, что оригинал фотографии хранится в архиве Санкт-Петербурга, а это не может служить достаточным основанием. В сопроводительной надписи к фотографии значится, что командиром этого подразделения являлся подполковник Заовражный. Однако, насколько известно, на Ленинградском фронте в данный период не было авиационных частей под командованием пилота с такой фамилией. Известен подполковник И.Д. Завражнов, командовавший в разное время 238 ИАП и 72 ОРАП, но в 1942 г. 238 ИАП имел на вооружении самолеты ЛаГГ-3, а 72 ОРАП – Пе-2, к тому же оба полка воевали на Северо-Западном фронте. Таким образом, вопрос о принадлежности этих самолетов остается открытым.


 

<<