Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Идея постройки планера собственной конструкции пришла Яковлеву, когда он принимал участие в качестве помощника Н.Д. Анощенко в 1-ых Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле осенью 1923 г. Большую помощь в разработке проекта оказал С.В. Ильюшин. Первоначальный эскиз планера в настоящее время экспонируется в музее Н.Е. Жуковского. Проектирование было закончено в начале 1924 г. Изготовление планера осуществлялось планерным кружком школьной ячейки ОВДФ, основанной Яковлевым, в который входили 15 человек. Ближайшими помощниками Яковлева были А. Гришин и С. Гуща. Средства на закупку необходимых материалов и инструментов были получены путем проведения платного ученического вечера ОДВФ. Сборка планера выполнена в гимнастическом зале школы №50. Постройка была закончена летом 1924 г. В сентябре Яковлев вместе с Гришиным и Гущей принял участие во 2-ых Всесоюзных планерных состязаниях. Планер в разобранном виде был отправлен по железной дороге в Коктебель. По прибытии к месту соревнований планер был повторно собран за два дня и освидетельствован технической комиссией, возглавляемой профессором В.П. Ветчинкиным. При этом он был испытан комиссией на прочность двукратным нагружением. Планер в перевернутом положении был установлен на козлы, после чего на крылья были наложены мешки с песком и измерена величина прогиба крыла. По результатам испытаний был получено разрешение на допуск к полету.
Первый пробный балансировочный полет АВФ-10 был совершен 11 сентября 1924 г. на горе Кара-Оба (летчик В.Е. Сергеев). Установив, что аппарат центрирован правильно, было получено разрешение на свободный полет.
Первый свободный полет АВФ-10 состоялся 15 сентября 1924 г (летчик В.Е. Сергеев). Он оказался рекордным по продолжительности из всех полетов с пологого склона (1 минута 46 секунд). Замеры высоты, дальности полета и скорости были произведены службой измерений в составе Л.С. Курина, Н.Н. Леонтьева, Г.Н. Знаменского, Агонаса. В своих воспоминаниях А.С. Яковлев описывал это событие следующим образом:
"В первый же ясный, с небольшим ветром день вывели планер на старт. Техническая комиссия окончательно все осмотрела. Пилот сел в кабину и привязался ремнями к сиденью. Прицепили амортизаторы. Стартовая команда заняла свои места.
Внимание! Стартер поднимает флажок и при первом порыве ветра взмахивает рукой. Планер катится, поднимает хвост и, быстро оторвавшись от земли, набирает небольшую высоту. Увидев наше творение в воздухе, я, Гуща и Гришин были счастливы. С замиранием сердца наблюдали мы, как планер бесшумно, скользящим полетом спланировал к подножию горы.
Летчик остался доволен. Планер устойчиво держался в воздухе и хорошо слушался рулей. После этого на нем совершались полеты почти ежедневно. Конструкцию признали удачной, и в награду я получил приз — 200 рублей и грамоту. Этот успех окрылил меня."
АВФ-10 пользовался большой популярностью и с 18 сентября на нем совершались полеты с Кара-Оба и с северных склонов Узун-Сырт. В ходе полетов были выявлены конструктивные недостатки в креплениях тросов и схеме управления, которые были оперативно устранены Яковлевым на месте.
В отчёте о состязаниях летчик Шмелев отмечал следующее:
"Почти при полном безветрии, с самым незначительным превышением места взлета над местом посадки, на этом планере удавалось за время минутных полетов проходить расстояние по прямой до 600 м... Весь планер отличается чрезвычайно удачными, в смысле аэродинамических качеств, формами. За время весьма многочисленных полетов планер проявил большую летучесть, способность взлетать при самом малом ветре, управляемость и устойчивость... Летая на АВФ-10, поневоле поражаешься, как может столь неприхотливый аппарат, взлетая при ничтожном ветре на малой возвышенности, проходить расстояние, во много раз превышающее то, которое думаешь пройти, направляясь в полет. В воздухе планер плавно и упорно идет вперед, как бы влекомый каким-то невидимым бесшумным мотором, вполне повинуясь движению рулей".
24 ноября 1924 г. в Москве были отмечены призами и грамотами 15 планеров, участвовавших в состязании, в том числе и АВФ-10 как "одна из лучших машин переходно-тренировочного назначения".

Источники: [1]; [2]; [3]; [4]


 

<<

 
Используются технологии uCoz