Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Эскизный проект рекордного самолета АИР-7 был разработан в первой половине 1932 г. и утвержден технической комиссией Осоавиахима.
Самолет строился на заводе №39 им. Менжинского в нерабочее время на средства Осоавиахима в полуподпольных условиях без санкции руководства завода. Постройка была закончена в августе 1932 г. Первый полет на нем совершил Ю.И. Пионтковский 19 ноября 1932 г.

По воспоминаниям А.С. Яковлева события происходили следующим образом:
"Испытание самолета опять проводил шеф-пилот Юлиан Иванович Пионтковский. Этот прекрасный летчик обладал всеми качествами испытателя. Смелый и вместе с тем осторожный, он всегда был очень спокоен перед полетом.
Мы условились с Пионтковским, что, если он почувствует в первом полете хотя бы малейшую неисправность машины или увидит, что самолет ведет себя ненормально, он сейчас же произведет посадку, не делая обычного круга над аэродромом.
Чтобы не привлекать любопытных, мы решили испытывать машину в воскресенье рано утром. В назначенное время собрались на аэродроме те немногие, кто должен был присутствовать при первом полете. Я крепко пожал руку Юлиану Ивановичу и отошел в сторону.
Летчик сел в переднюю кабину самолета. Вместо пассажира во второй кабине был закреплен груз в 80 килограммов весом.
Запустили мотор. Юлиан Иванович тщательно его опробовал, сделал на самолете несколько пробежек по земле, потом оторвался на два-три метра, пролетел около километра, потом снова приземлился, подрулил к линейке и сказал:
— Все в порядке! Можно лететь?
Я утвердительно махнул рукой. Прямо с места летчик дал полный газ. Мотор заревел. Самолет рванулся вперед, очень быстро оторвался от зеленого ковра летного поля и пошел в воздух. Мы следили, затаив дыхание. Набрав высоту метров триста, самолет развернулся, сделал над аэродромом один круг, другой, третий, четвертый… Чем больше кругов делал летчик, тем легче становилось на душе. Значит, все в порядке.
Наконец самолет пошел на посадку. Счастливые, довольные, мы побежали ему навстречу. Пионтковский высунулся из кабины и сделал знак — отлично! А когда он вышел, все бросились к нему, подхватили и начали качать. Так обычно всегда завершается испытание нового самолета, конечно если все обходится хорошо.
Потом я спросил Юлиана:
— Скажите искренне, что вы думаете о самолете?
— Замечательная машина! Я не сомневаюсь, что она даст больше 300 километров в час, — ответил он."

Уже на следующий день в ходе испытаний самолет показал скорость 325 км/ч (летчик Ю.И. Пионтковский, пассажир А.С. Яковлев).
15 сентября 1933 г. самолет экспонировался на авиационной выставке на Центральном аэродроме, приуроченной к визиту министра авиации Франции.
25 сентября на АИР-7 была получена рекордная скорость 332 км/ч (летчик Ю.И. Пионтковский, пассажир К. Кривицкий).
29 сентября АИР-7 под управлением Пионтковского, в качестве самолета сопровождения эскортировал гидроплан Локхид НР-211 "Сириус", пилотируемый американским летчиком Линдбергом, который улетал из Москвы в Таллин в рамках своего посещения Советского Союза.

23 ноября 1933 г. во время демонстрационного полета перед командованием ВВС на Центральном аэродроме произошла авария. При пролете за пределами аэродрома в районе села Хорошева произошел отрыв элерона, вызванный возникшим флаттером. Благодаря мастерству пилота удалось благополучно посадить практически неуправляемую машину на неподготовленную площадку на территории товарной станции. Самолет пилотировал Ю.И. Пионтковский, во второй кабине в качестве пассажира был заместитель председателя Осоавиахима Л.П. Малиновский. Яковлев вспоминал:
"В тот день с утра стояла плохая погода, моросил дождик, и, когда приехали военные, долго совещались, стоит ли машину выпускать в полет. Наконец решили, что можно. Пионтковский сел в самолет на свое место и опробовал мотор. Пассажиром во второй кабине был Лев Павлович Малиновский, заместитель председателя Осоавиахима, большой энтузиаст авиации, обаятельный человек, много нам помогавший. После короткого разбега самолет легко оторвался от земли, набрал высоту 150 — 200 метров, над Петровским парком развернулся и на полной скорости низко промчался над присутствующими. Я был в страшном напряжении.
Вдруг над южной границей аэродрома, в районе села Хорошева, от самолета отделилась какая-то блестящая полоска, и машина, не уменьшая скорости, плавно пошла на снижение, скрывшись за деревьями. Отвалившаяся часть, вращаясь в воздухе, медленно падала на землю. Это потрясло меня. Самолет должен был сделать еще два-три круга и сесть на аэродром, а он вдруг исчез. Меня засыпали вопросами: "Что случилось?", "Где самолет?" Но я не мог вымолвить ни слова. Стоял и ждал, что машина вот-вот вынырнет из-за деревьев. "Может быть, — думал я, — это шутка летчика?" Но самолет не появлялся. Тогда все бросились к автомобилям и по шоссе помчались в направлении скрывшегося самолета. По дороге мы узнали, что он приземлился где-то за Ваганьковским кладбищем, в районе товарной станции.
Я весь дрожал. Мне было мучительно тяжело, страшно за летчика и пассажира. Но, приехав на место аварии, вздохнул с облегчением: люди целы и машина цела. На территории товарной станции, заваленной мусором и дровами, на ничтожно маленькой площадке, стоял самолет. Ни Пионтковского, ни Малиновского уже не было: они уехали, а у машины дежурил милиционер. Что же случилось?
Я подошел к самолету и обнаружил, что на правом крыле вырван элерон, размочаленная обшивка повисла лохмотьями. Элерон оторвался в полете, и мы его с аэродрома видели как маленькую блестящую полоску, падавшую на землю. Не кончилось все это катастрофой только потому, что летчик справился с машиной, почти потерявшей управление, и сумел блестяще, виртуозно посадить ее на крохотную площадку.
Машину разобрали и перевезли на завод, где мы тщательно обследовали поломку. Оказалось, что авария случилась из-за ошибки, допущенной при конструировании. Да, это была ошибка. Машина по сравнению с предыдущими дала большой скачок вперед по скорости, поэтому нужно было особенно внимательно продумать крепление элерона к крылу."

После аварии АИР-7 был восстановлен и доработан. Была усилена конструкция кронштейнов крепления элеронов к крылу, дюралевые заклепки заменены на стальные, элероны разделены на две секции, увеличено остекление кабины для улучшения обзора, изменена конструкция шасси и т.д.
В октябре-декабре 1933 г АИР-7 проходил испытания в НИИ самолетостроения ГВФ.
После выработки ресурса самолет был списан и позднее использовался на военном полигоне в качестве мишени для отработки воздушных стрельб по наземным целям.

Источники: [1]; [2]; [3]; [4]; [5]


 

<<

 















Используются технологии uCoz