Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Проект АИР-10 был разработан на базе АИР-9. Постройка АИР-10 была завершена в начале июля 1935 г. 11 июля Ю.И. Пионтковский совершил первый вылет. В первом же полете машина показала скорость 210 км/ч. По словам А.С. Яковлева, Пионтковский после приземления заявил: "Вот то, что надо для подготовки летчиков современной авиации! Машина устойчива, маневренна и легка в управлении. Я предсказываю ей большое будущее."
Уже на следующий день 12 июля 1935 года АИР-10 пилотируемый Пионтковским участвовал в показе легкомоторных спортивных самолетов Центрального аэроклуба для руководителей партии и правительства на Тушинском аэродроме, на котором присутствовали И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов, А.В. Косарев и др. Яковлев вспоминал:
"Затем показали новые спортивные и учебные самолеты. Они, в том числе и наш УТ-2 [Так в тексте. В действительности обозначение УТ-2 было присвоено следующей модификации этой машины только через два года. – Прим. А.С.], взлетели один за другим и пошли в сторону деревни Павшино. Над Павшином на высоте 150 — 200 метров выстроились в одну линию, подошли к границе аэродрома, и тут летчики сразу дали полный газ. Машины стали обгонять одна другую, резко прибавляя скорость. Раньше всех отстала учебная старушка У-2. Потом начали отставать другие машины. УТ-2 вырвалась вперед и первой промчалась над центром аэродрома.
Сталин спросил, чья машина. Ему сказали, что машина конструкции Яковлева. И тут Ворошилов представил меня Сталину. После посадки Пионтковский подрулил туда, где стояли Сталин и Ворошилов, и мы, взволнованные и радостные, начали рассказывать о своем самолете и его особенностях.
Сталин подошел ближе к машине, постучал пальцем по крылу.
— Дерево? — спросил он.
— В основном сосна и березовая фанера, — ответил я.
— Какая наибольшая скорость?
— 200 километров в час.
— А у самолета У-2?
— 150.
— А на какой машине лучше готовить летчиков для истребителей И-16? На У-2 или на этой? — спросил Сталин у толпившихся вокруг летчиков.
— Конечно, на этой, — зашумели все в один голос.
— А почему?
— Да ведь у этой скорость больше и она моноплан, так же как И-16, а У-2 — биплан.
— Выходит, что надо переходить на эти, более современные машины?
— Правильно, — в один голос ответили летчики."

Со 2 по 9 сентября АИР-10 пилотируемый Пионтковским учавствовал во Всесоюзном массовом перелете учебно-спортивных самолетов по маршруту: Москва — Горький — Казань — Сарапул — Пермь — Свердловск — Оренбург — Куйбышев — Саратов — Сталинград — Луганск — Сталино — Днепропетровск — Киев — Бежица — Москва. Несмотря на сложные метеорологические условия АИР-10 занял первое место. За лучшую конструкцию спортивного самолета Яковлев был награжден золотыми часами.
В сентябре 1936 г АИР-10 прошел госиспытания в НИИ ВВС (ведущий инженер М.А. Липкин, летчик-испытатель М.А. Нюхтиков). Был выполнен 201 полет (в том числе 7 полетов на штопор) с общим налетом 38 ч. 29 м. В отчете о проведении испытаний отмечалось, что он обладает хорошими летными качествами, отличной маневренностью и способен выполнять все фигуры. Взлет и посадка самолета просты и доступны для среднего летчика, а также для школьного обучения. Самолет был рекомендован для серийного производства в качестве тренировочного самолета для строевых частей ВВС, переходного самолета для летных школ ВВС, а также самолета исполкомовской авиации и для аэроклубов. Указывалось также, что необходимо повысить запас прочности с 8 до 10, снизить посадочную скорость до 55 км/ч, установить закрылки и триммеры, предохранить переднего летчика при капотировании. Кроме того, для облегчения освоения и удешевления производства было рекомендовано использовать цельнодеревянную конструкцию. Эти мероприятия были реализованы на следующей модификации машины – №20, которая была запущена в серийное производство под обозначением УТ-2.
6 мая 1937 г. на Тушинском аэродроме состоялся показ новых легкомоторных спортивных самолетов.
В своих мемуарах А.С. Яковлев оставил описание этого события:
"Был чудесный солнечный день. Прямо на зеленом поле аэродрома собралось множество народа. Приехали секретарь ЦК комсомола Косарев, заместитель наркома оборонной промышленности М. Каганович, начальник гражданского воздушного флота Уншлихт, начальник штаба ВВС Хрипин, председатель Центрального совета Осоавиахима Эйдеман. Среди зрителей были ученые, архитекторы, артисты, в том числе и знаменитый артист Художественного театра Иван Михайлович Москвин. Присутствовали многочисленные представители центральной прессы и кино.
Все с интересом рассматривали новые самолеты — УТ-1, УТ-2, АИР-11, АИР-6, Г-22, Г-23 и др. Объяснение давали конструкторы самолетов и летчики.
После осмотра машин на земле они были показаны в полете."
Присутствовавший на показе секретарь ЦК ВЛКСМ А.В. Косарев впоследствии дал интервью корреспонденту "Комсомольской Правды", в котором отмечалось следующее:
"Первый весенний авиационный праздник, проведенный 6 мая Центральным аэроклубом СССР, показал значительный рост нашей спортивной авиации. Мы увидели новые учебно-тренировочные, спортивные и туристские самолеты, среди которых особенно выделяются машины "№10" и "УТ-1" конструкции пионера спортивной авиации орденоносца А. Яковлева, построенные на заводе опытного легкомоторного самолетостроения. Значительный интерес представляет самолет "Г-23" с автомобильным мотором конструкции капитана В. Грибовского.
Летчики тт. Ю. Пионтковский, Стефановский, Алексеев, Гот-Гарт, Дымов, Федосеев, Гродзенский и Малахов хорошо провели демонстрационные полеты. Мы сильно отставали в области легкомоторной спортивной авиации. Создание новых самолетов ("№ 10", "№ 12", "УТ-1") постепенно уничтожает это отставание. Наши молодые конструкторы показали, что они могут строить первоклассные самолеты, стоящие на уровне современной спортивной авиации. Дело теперь за новыми маломощными моторами; тогда развитие легкомоторной авиации пойдет неизмеримо быстрыми темпами. Можно быть уверенным, что участие "аэроклубных истребителей" "УТ-1", как и других легких самолетов, в предстоящих воздушных гонках сделает эти гонки значительным, интересным событием."

В 1937 г. АИР-10 был установлен на поплавки от АИР-6 и испытан с ними.
В 1940 г. АИР-10 использовался для съемок фильма "Случай в вулкане" (Союздетфильм, реж. Е.М. Шнайдер, В.Л. Шнейдеров, Л.В. Кулешов), где "играл роль" МБР-2.

Источники: [1]; [2]; [3]; [4]


 

<<