Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Летчик 89 ГвИАП мл. л-т Мовшевич Юрий Моисеевич получил Як-9У в марте 1945. Он вспоминал:
"В марте 1945 года нас посадили на "Ли-2" и полетели мы в тыл за новыми самолетами. Кажется недалеко от города Опельн, оканчивалась действующая железная дорога. Туда в ящиках привозили разобранные самолеты – фюзеляж с мотором и рулями высоты и поворота отдельно и центроплан с консолями. При сборке центроплан клали на козелки, устанавливали фюзеляж, прибалчивая его шестью болтами. Затем соединяли бензопроводы, воздухопроводы, электрические провода, тяги управления элеронами, и самолет был готов к полетам. Когда мы прилетели увидели вдоль кромки аэродрома стояли собранные красавцы – новые Як-9У с моторами ВК-107А.
Надо сказать, что прирост летных качеств был значителен. Скорость стала у земли 610 км/час и 698 км/час на высоте 5500 м. На Як-9Д даешь газ и чувствуешь, как медленно набирается скорость, а на Як-9У при даче газа сразу тело как будто вдавливается в бронеспинку и самолет быстро разгоняется.
...Изучить Як-9У, как следует, нам не дали. Наверное, решили, это тот же Як и надо быстрее перелетать на фронт. Мы взлетели звеном и взяли курс на прифронтовой аэродром. Облачность была сплошная, и высота ее достигла 250–300 м. А тут еще под ней пробегали тучки, из которых лил дождь. Вскочишь в полосу дождя, ничего не видно, так как фонарь покрыт пеленой воды, но через небольшое время проскакиваем этот дождь, и с фонаря сдувается вода и снова все видно. Этих тучек было много, и летели то с просветом, то вслепую. Но настроение не портилось, так как приятно было лететь на мощном самолете. Газ дан чуть больше половины. А скорость по прибору уже более 500 км/час. Как всегда в полете, я вешал планшет с картой на раму несущую прицел.
После того, как выскочили из очередной полосы дождя, мне захотелось сориентировать карту с местностью, чтобы определится, где мы летим. И хотя за ориентировку отвечали и командир звена и старший летчик, нас с первых "шагов" в авиации приучали к тому, что летчик в полете должен знать, где он пролетает в данный момент. Я потянул планшет, но не тут то было. Его что-то держало! Самолет в полете, как не регулируй, точно по горизонтали не летит, это, наверное, как хождение по канату. Если бросить управление, он или опускает нос, и начинает планировать, переходя в пикирование, или задирает нос, переходя в так называемое кабрирование, поэтому все время его надо придерживать ручкой управления, чтобы он летел горизонтально. Обычно у меня так был отрегулирован самолет, чтобы он хотел опустить нос, то есть как бы висел на ручке. Бросив управление, нагнулся, чтобы разобраться, что держит планшет. Оказалось, что пол в кабине не плотно прилегает к борту. В образовавшуюся щель провалили планшет и зацепился за пол. Разобраться и освободить планшет дело нескольких секунд. Но когда я снова взялся за ручку управления, увидел, что самолет, шел к земле, до которой оставалось несколько сот метров и десяток секунд полета. Надо срочно выводить самолет из крутого планирования, но если это делать слишком резко, то он может выйти на закритические углы атаки крыла и свалится в штопор! На этой высоте самолет не успеть вывести из штопора, и он врежется в землю. Внутри кабины на борту была приклепана металлическая пластинка, на которой была выштампована надпись-предупреждение. Если не вывел самолет из штопора до высоты полутора тысяч метров – немедленно покидай самолет!!! А в данном случае было только несколько сот метров. Но если буду медленно выводить самолет из крутого планирования, просто не успею вывести самолет до встречи с землей. Некоторые говорят, что в такие мгновения перед твоими глазами промелькает вся жизнь. Чушь, до последнего мгновения думаешь, как вывести самолет из критического состояния. Потихоньку перевел самолет в набор высоты. И тут по радио слышу голос Юры. "Тезка, ты что хулиганишь, рубишь макушки деревьев?!" Промолчал. Не стоило в воздухе пускаться в длинные объяснения. Продолжая лететь в строю, сориентировал карту с местностью, уточнил свое местонахождение и благополучно со своим звеном прилетел на аэродром.
...Осваивали [Як-9У] уже в боевой обстановке, хотя самолет был совершенно другой. Я как-то взлетел и прямо передо мной "мессершмитт". Нажимаю на гашетку – не стреляет! Еще раз – не стреляет. А он вот, перед носом, перезарядил оружие — не стреляет. Так он и улетел. Когда сел, мне механик говорит: "У тебя же оружие не включено". А я и не знал, что его включать надо. Хорошо, что это над аэродромом было, и он удрал, а если бы где-нибудь в бою?"

Источник


 

<<