Летом 1944 г на средства трудящихся Москвы было приобретено 15 самолетов Як-9Б (заводские номера 1215309, 1215323, 1215324, 1215328, 1215346, 1215347, 1215353, 1215363, 12153100, 1315309, 1315327, 1315374, 1315375, 1315391, 1415319).
Самолеты были переданы в состав 1АЭ 168 ИАП 130 ИАД. Церемония передачи состоялась 13 июня на аэродроме завода №301 в Химках.
В церемонии участвовали секретарь парткома завода Кузнецов, ответственный секретарь Моссовета Майоров, герой Советского Союза И.В. Доронин, командир 130 ИАД п-к Ф.И. Шинкаренко, командир 168 ИАП п/п-к Г.А. Когрушев, летчики 168 ИАП и др.
На самолетах на правом борту были нанесены дарственные надписи «Москва» и бортовые номера с 1 по 12 и 100 (номера оставшихся двух самолетов неизвестны).
Командир 168 ИАП п/п-к Г.А. Когрушев получил Як-9Б с бортовым №100 (заводской № 12153100); командир 1 эскадрильи к-н И.И. Петров - №2; зам. командира эскадрильи ст. л-т А.Ф. Хайла - №4;
командир звена л-т Ф.Е. Ляпкин - №6; командир звена ст. л-т А.И. Духанин - №11 (заводской № 1215346); л-т П.Ф. Воробьев - №10 (заводской № 1215363); мл. л-т А.С. Батюк - №1;
мл. л-т Н.А. Роменский - №3 (заводской № 1315327); л-т Н.И. Кочмарик - №5 (заводской № 1215323); л-т Б.А. Иванов - №8; мл. л-т А.П. Ивановский- №7; мл. л-т Н.А. Галецкий - №12; мл. л-т И.А. Хальченко - №9 (заводской № 1215347).
Сразу после получения самолетов эскадрилья перелетела на аэродром Старая Торопа, где производилось укомплектование полка личным составом и освоение новой техники.
16 августа полк перебазировался на аэродром Степыгино. По всей видимости, по прибытии на фронт на самолеты были нанесены ЭБИ 130 ИАД и 168 ИАП . Дарственная надпись была сохранена.
Боевая деятельность эскадрильи в составе 168 ИАП началась 17 октября 1944 г в Прибалтике, затем продолжилась в Восточной Пруссии вплоть до конца апреля 1945 г.
Боевая работа заключалась в сопровождении штурмовиков, нанесении бомбоштурмовых ударов по наземным целям и в свободной охоте.
В ходе боевых действий эскадрилья «Москва» совершила более 1000 боевых вылетов, сбив 12 самолетов противника, потеряв одного летчика от зенитного огня (л-т Б.А. Иванов),
два пилота погибли в летных происшествиях (мл. л-т А.С. Батюк и мл. л-т Н.А. Роменский), еще два самолета были сбиты зенитной артиллерией, но пилоты спаслись (к-н И.И. Петров и ст. л-т А.Ф. Хайла).
В декабре 1945 г полк был перевооружен на Як-3, в связи с чем все Як-9Б были списаны.
Источники: [1]; [2]; [3]; [4]; [5]