Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Летом 1944 г коллективом Государственного академического Малого Театра был собран и внесен в Фонд обороны 1 млн. рублей, на которые было приобретено 12 самолетов Як-9Б. Самолеты были переданы в состав 1АЭ 909 ИАП 130 ИАД. Церемония передачи состоялась 8 июня на подмосковном аэродроме Захарково.
Истребители в торжественной обстановке вручила летчикам делегация актеров Малого Театра, в которую вошли А.А. Яблочкина, Е.Д. Турчанинова, В.Н. Пашенная, В.П. Рыжова, Е. Шатрова, М.И. Царев, Е.Н. Гоголева и др. От имени летчиков выступил ст. л-т В.Г. Мелехов. На всех самолетах на обоих бортах были нанесены дарственные надписи «Малый театр — фронту», бортовые номера отсутствовали. 9 июня эскадрилья перелетела в Торопец, где в течении 4 месяцев производилось укомплектование полка личным составом и освоение новой техники. По воспоминаниям ветерана полка В.И. Иткина, в этот период на все самолеты эскадрильи были нанесены бортовые номера с 1 по 12. Дарственная надпись была сохранена. По всей видимости, на них также имелись ЭБИ 130 ИАД и 909 ИАП . К сожалению, фотографий самолетов эскадрильи этого периода нет в наличии.
Як-9Б с бортовым №1 был закреплен за командиром эскадрильи ст. л-т В. Мелеховым (механик ст. с-т П. Костюхин); №2 — л-т П. Тарасенко (механик ст-а П. Баранов); №3 — ст. л-т И. Андреев (механик с-т. В. Скрипченко); №4 — л-т Н. Кобликов (механик ст. с-т Б. Шостак); №5 — л-т А. Камай (механик ст-а И. Зюзюкин); №6 — л-т Н. Егоров (механик ст. с-т В. Иткин); №7 — л-т А. Паков (механик ст. с-т П. Дядюра); №8 — л-т М. Федотов (механик ст. с-т Г. Малюгин); №9 — ст. л-т К. Разумнов (механик ст. с-т А. Котелевцев); №10 — л-т И. Головинский (механик ст. с-т Н. Деревянко); №11 — л-т П. Максимов (механик ст. с-т В. Цехмистренко); №12 — л-т Н. Марченко (механик ст-а П. Бойцов).
Боевая деятельность эскадрильи в составе 909 ИАП началась 16 октября 1944 г в Литве, затем продолжилась в Восточной Пруссии вплоть до апреля 1945 г. Боевая работа в основном заключалась в нанесении бомбоштурмовых ударов по наземным целям и, в меньшей степени, в свободной охоте. В ходе боев погибло более половины исходного состава эскадрильи — командир эскадрильи ст. л-т В. Мелехов (бортовой №1), л-т П. Тарасенко (№2), л-т Н. Егоров (№6), л-т А. Паков (№7), л-т М. Федотов (№8), ст. л-т К. Разумнов (№9), л-т П. Максимов (№11). Был сбит, но выбросился с парашютом и вернулся в свою часть л-т А. Камай (№5). По окончании войны 909 ИАП был расформирован, самолеты переданы на консервацию, а позднее утилизированы.

Источники: [1]; [2]; [3]; [4]; [5]


 

<<