Младший лейтенант Николай Григорьевич Пинчук летал на дарственном самолете Як-7Б "Латышский стрелок" в составе 18 ГвИАП с 13 февраля по конец июля 1943 г.
Из 20 самолетов противника, имеющихся на личном счету Пинчука (+2 в группе), за этот период им было сбито 3 самолета (+2 в группе):
15 марта 1943 г. вылетев на перехват самолетов противника он сбил Ju-88 (Чернь).
Пинчук в своих мемуарах описал обстоятельства этого боя: "15 марта лейтенант Иван Соболев и я после завтрака, заняли места в кабинах самолетов.
Через некоторое время в воздух взвилась зеленая ракета, рассыпавшись изумрудными осколочками в синеве неба. Мы пошли на взлет.
По радио с КП приказали уничтожить немецкий разведчик, который проник на нашу территорию. Нам удалось его обнаружить по белому следу.
Инверсионная полоса от самолета образуется только на большой высоте. И действительно, немец находился намного выше нас.
На максимальных оборотах я набрал высоту. После 5 тысяч метров дышать стало труднее — сказывалась нехватка кислорода.
В то время, как правило, высота полетов не превышала 4 тысяч метров, поэтому кислородом пользоваться не приходилось.
На истребителях имелось кислородное оборудование, но маски не было.
Вместо нее техники смастерили из плексигласа нечто вроде соска на конце шланга, который при необходимости летчик брал в рот, зажимал зубами и дышал.
Но шланг с соском и кислородный баллон находились за бронеспинкой, и достать их в полете было не просто.
Я зажал ручку управления между колен, изогнулся в каком-то акробатическом трюке, открыл баллон и вытащил шланг.
Ведущий, вероятно, не сумел этого сделать, стал заметно отставать и вскоре вернулся на аэродром. Не теряя из поля зрения фашиста, я продолжал подниматься.
На высоте около 8 тысяч метров мне удалось сблизиться с вражеским самолетом. Это был Ю-88. Увидев краснозвездный Як, он начал маневрировать и отстреливаться.
Первую очередь я дал издалека и промазал. В пылу боя хочется побыстрее разделаться с противником, но это не всегда получается.
Я продолжал сближение, а немецкий стрелок в это время вел непрерывный огонь по моему самолету, правда, безрезультатно.
После второй моей очереди он умолк. С дистанции в 250–300 метров я дал третью очередь по фашистскому разведчику, тот задымил и круто пошел вниз.
На пикировании выпустил в него остаток боеприпасов. Посмотрел на прибор — горючего остается в обрез. Немедля разворачиваюсь в сторону своего аэродрома.
Детальной ориентировки я не вел. Не до этого было. Но курс, по которому преследовал "юнкерс", запомнил. Это и помогло.
После приземления еле успел освободить посадочную полосу, как винт остановился. О выполнении задания доложил командиру эскадрильи".
16 марта при прикрытии наземных войск в районе Козельска в паре с мл. л-том Баландиным В.А. сбил FW-189 (12 км юго-западнее Белев).
Пинчук вспоминал: "Быстро взлетели и южнее Козельска на высоте 4 тысячи метров впереди по курсу заметили еле видимую точку.
Через несколько минут она выросла в силуэт самолета. Начали сближаться. Но прежде чем вступить в бой, необходимо было убедиться, чей это самолет: вражеский или свой.
Мы пронеслись мимо и увидели, что это — "рама". Тут же разворачиваемся и строим маневр для атаки. Немец, заметив нас, начал уходить.
После второй атаки задымил мотор вражеского самолета, а после третьей он загорелся и, теряя скорость, ринулся к земле.
Мы снизились до бреющего полета и увидели, как пехотинцы радостно приветствовали нас. Они махали руками, подбрасывали вверх шапки.
Выполнив несколько фигур пилотажа, мы возвратились на аэродром и доложили о сбитом самолете".
13 июля при сопровождении штурмовиков Ил-2 в районе Мелехово—Шваново—Клен сбил лично FW-190 (1 км западнее Мелехово).
Пинчук вспоминал: "С утра 13 июля мы прикрывали Илы 224-й авиадивизии. Восьмерку "ястребков" возглавлял капитан Сибирин.
Штурмовиков было десять. Звено лейтенанта Лобашова находилось в группе прикрытия, а четверка Сибирина составляла ударную группу и летела на 600–800 метров выше нас.
Вдруг командир передал по радио: "В воздухе ниже нас немецкие истребители". Мы обнаружили четыре ФВ-190, которые на бреющем полете пытались атаковать Илы.
Их атака была отбита, причем Иван Столяров сумел уничтожить один фашистский самолет. Через считанные минуты справа впереди меня на большой скорости проскочил "фоккер".
Даю полные обороты мотору и мчусь за ним. А в это время второй немец сзади открыл огонь по моему самолету. К счастью, вражеский летчик оказался плохим стрелком.
Зато Владимир Баландин стрелял метко и с первой очереди сбил его. Мне удалось сблизиться с вышедшим вперед другим "фоккером" и длинной очередью отправить его к праотцам.
Штурмовики, сделав четыре захода на цель, сбросили бомбы, а затем реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем уничтожали артиллерийские орудия, автомашины и живую силу врага.
Без потерь мы все возвратились на свои аэродромы".
В тот же день, вылетев на перехват разведчика, в паре с л-том Лобашовым Д.А. сбил Ju-88 (Солодово-Столбовая).
Пинчук вспоминал: "После третьего боевого вылета мы с лейтенантом Лобашовым снова заняли места в кабинах своих "ястребков".
Над аэродромом появился немецкий разведчик Ю-88. Запустив моторы, мы взлетели с места стоянки поперек взлетной полосы.
На самой границе летного поля с трудом оторвали от земли самолеты, чуть не задев зенитки, прикрывавшие наш аэродром.
Набрав скорость, пошли вверх и вскоре настигли врага. Он начал маневрировать и со снижением уходить в сторону своих.
На высоте 200–300 метров мы подожгли сначала левый, а затем и правый мотор "юнкерса".
17 июля при уничтожении самолетов противника над полем боя сбил FW-190 (Ягодная).
Пинчук вспоминал: "Через несколько дней восьмерка Илов под прикрытием наших «ястребков» вылетела для нанесения удара по колонне немецких танков и автомашин, двигавшихся к переднему краю.
На врага были сброшены новые эффективные противотанковые авиабомбы (ПТАБ). После третьей атаки появилась шестерка "фоккеров".
Наша ударная группа заметила их еще на подходе и вступила в бой. Лейтенант Иван Соболев сбил одного фашиста, остальные поспешили уйти за линию фронта.
Проводив штурмовиков на свою территорию, мой ведущий Дмитрий Лобашов покачал крыльями Яка, развернулся и резко пошел с набором высоты. Я за ним.
Впереди увидел какую-то беспорядочную карусель самолетов. Когда подошли ближе, рассмотрели, что группа "ястребков" ведет жаркий бой с "фокке-вульфами".
Самолетов с обеих сторон было более двух десятков. Через считанные минуты наши машины уже оказались в центре сражения.
Неподалеку от меня в отвесном пикировании пронесся к земле горящий Як. Вслед за ним факелом устремился "фоккер".
У меня появилось непреодолимое, безотчетное желание мести. Я до боли в скулах сжал зубы, весь напрягся.
Сделав маневр, на вираже зашел в хвост одному "фокке-вульфу", поймал его в прицел и дал очередь из пушки.
От прямого попадания снаряда у "фоккера" отлетела правая плоскость, и он стал падать. В воздухе некоторое время крутилось оторванное крыло, но затем и оно исчезло.
— Еще один гад готов! — радостно крикнул я и тут же почувствовал, как мой Як вздрогнул.
"Попадание, — мелькнуло в голове. — Только куда?" В это время самолеты один за другим начали выходить из боя. Дело сделано.
После посадки техник обнаружил в моей машине две большие пробоины. К утру их искусно залатали".
В конце июля Пинчук сменил свой самолет на Як-9Д.
Источники: [1]; [2]; [3]; [4]