В конце лета 1941 г Нарымский окружной комитет ВЛКСМ выступил с инициативой построить на средства молодежи авиаэскадрилью "Новосибирский комсомолец".
9 сентября 1941 г. на заседании бюро Новосибирского обкома ВЛКСМ эта инициатива была поддержана и принято решение в период с 28 сентября по 15 октября провести два областных комсомольско-молодежных воскресника.
Областной комитет ВКП(б) ободрил это начинание и обязал партийные организации оказать помощь в сборе средств.
Управление Гострудсберкасс открыло специальный счет "На постройку боевой авиаэскадрильи "Новосибирский комсомолец".
6 декабря 1941 г. бюро Новосибирского обкома ВЛКСМ подвело итоги:
Нарымский обком собрал 470 000 руб., Маслянинский райком — 262 263 руб., Сталинский горком — 104 180 руб., Прокопьевский горком — 103 041 руб.,
Ленинск-Кузнецкий горком —103 000 руб., Кемеровский горком — 110 603 руб. Всего было перечислено 2 236 000 руб.
18 февраля 1942 г. секретарь Новосибирского обкома ВЛКСМ по военной работе М. Перевозчиков направил заместителю наркома авиационной промышленности А.С. Яковлеву письмо:
"Новосибирский обком комсомола просит Вашего разрешения на собранные средства комсомола нашей области построить сверх плана силами комсомольцев и молодежи завода № 153
боевую эскадрилью истребителей "Новосибирский комсомолец" в подарок Красной Армии в честь её 24-ой годовщины".
20 февраля 1942 г. на заседании бюро обкома ВЛКСМ было решено сформировать три звена по три самолета в каждом: "Комсомол Нарыма", "Комсомол Кузбасса" и "Новосибирский комсомол".
Учитывая участие пионеров области в сборе средств, один из самолетов в звене "Новосибирский комсомол" был назван "Новосибирский пионер".
Директору завода имени №153 П.С. Романову обком отправил письмо с просьбой нанести на фюзеляжи соответствующие надписи и эмблему Коммунистического интернационала молодежи.
4 июня 1942 г. состоялась торжественная передача самолетов летчикам 12 ГвИАП ПВО. Самолеты передал заведующий военным отделом ЦК ВЛКСМ Д.В. Постников.
Он обратился к летчикам: "По поручению Центрального Комитета и комсомольцев Новосибирской области мы вручаем вам, гвардейцы, первоклассные машины.
Мы уверены, что вы на них будете множить боевые традиции героического воздушного флота СССР".
С ответным словом выступил лейтенант К.А. Крюков: "Товарищи комсомольцы Кузбасса, Нарыма и Новосибирска!
Получая от вас эскадрилью боевых машин, заверяем, что в будущих воздушных боях мы, летчики-гвардейцы, будем бить противника до полного его уничтожения как в воздухе, так и на земле.
Мы клянемся, что в воздушных боях будем держать штурвал этих машин до тех пор, пока глаза наши видят землю, а в руках есть сила".
Здесь же был оглашен приказ командира полка о закреплении самолетов за экипажами. Самолет "Новосибирский пионер" получил батальонный комиссар Д.Т. Прояненков.
Один из двух самолетов "Новосибирский комсомол" — ст. л-т Г.Е. Фастовец. Два из трех самолетов "Комсомол Кузбасса" — ст. л-т М.Е. Цыганов и л-т К.А. Крюков.
Два из трех самолетов "Комсомол Нарыма" — л-т В.Г. Лебедев и мл. л-т А.А, Оже. Остальные самолеты получили л-т Ю.А. Келейников, л-т Н.И. Яхненко, мл. л-т В.М. Помогалов.
Источники: [1]; [2]; [3]; [4]; [5]; [6]