Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 
 
     
     
 

ЛТХ

 
 

Чертежи

 
 

Окраска_1

 
 

Окраска_2

 
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Як-6

Як-6


Модификации:

Як-6
Як-6НББ
Як-6 модифицированный (ЦАГИ)
Як-6 модифицированный (завода №464)
Як-6 модифицированный (завода №47)
Як-6 противотанковый

Як-6

Легкий транспортный самолет.
Свободнонесущий двухмоторный низкоплан цельнодеревянной конструкции.
Фюзеляж состоит из трех частей, состыкованных между собой накладными стальными узлами. Носовая часть выклеена из шпона. Каркас носовой и средней части состоит из десяти сосновых шпангоутов, четырех лонжеронов и стрингеров, обшивка фанерная. Каркас хвостовой части ферменный, обшивка полотняная. В средней части фюзеляжа расположена двухместная пилотская кабина и грузопассажирский салон с четырьмя складными креслами. Фонарь кабины откидной, в левом борту расположена пассажирская дверь. Хвостовая часть пустая.
Крыло деревянное двухлонжеронное, неразъемное с полотняной обшивкой. Концевые части консолей крыла могли отстыковываться. Лонжероны коробчатые с сосновыми полками и фанерными стенками. Hервюры выполнены из сосновых реек. Профиль крыла — модифицированный Clark-YH. Носок крыла и центроплан (в верхней части только до заднего лонжерона) имеют фанерную обшивку. Элероны с щелевой компенсацией, деревянные с полотняной обшивкой. Под центропланом за задним лонжероном установлен посадочный щиток. На центроплане с левой стороны имеется резиновый трап для посадки экипажа в кабину.
Хвостовое оперение подкосное, цельнодеревянное с полотняной обшивкой. Киль и стабилизатор двухлонжеронные, с фанерным носком. Рули высоты и поворота снабжены триммерами. Управление рулями и триммерами тросовое.
Два пятицилиндровых двигателя воздушного охлаждения М-11Ф мощностью 140 л.с. (первоначально планировались М-12 мощностью 190 л.с.) установлены на сварных моторамах из стальных труб в виде четырехугольной пирамиды с кольцом на вершине в мотогондолах в крыле. Винты деревянные, двухлопастные, фиксированного шага, диаметром 2,2 м. Два фанерных бензобака, покрытых фенолформальдегидным клеем ВИАМ-Б-3, емкостью по 195 л каждый, размещены в центроплане. Два маслобака емкостью 16 л каждый расположены в мотогондолах за противопожарными перегородками.
Шасси трехколесной схемы с хвостовым колесом. Основные колеса 600х180 мм, хвостовое — 255х110 мм. Опытный экземпляр имел убирающиеся с помощью ручной лебедки главные стойки шасси. Серийные машины оснащались неубирающимися стойками с жестким подкосом. Стойки шасси подкосные, телескопические. Торможение колес пневматическое, амортизация маслянно-воздушная. Хвостовая стойка самоориентирующаяся, с механизмом стопорения.
Первый полет опытного экземпляра совершен 19 августа 1942 г. Заводские испытания проводились с 19 августа по 1 сентября. Госиспытания в НИИ ВВС — с 8 по 16 сентября. Выпускался серийно на заводах №47 (с ноября 1942 г. по сентябрь 1943 г., 249 экземпляров), №471 (с января по август 1943 г., 82 экземпляра) и №464 (с февраля по сентябрь 1943 г., 50 экземпляров).


Як-6НББ

Легкий ночной бомбардировщик.
В отличие от транспортного варианта, Як-6НББ был оснащен вооружением и дополнительным оборудованием. На переднем лонжероне под центропланом были установлены пять замков МД-3-40, на которых могли подвешиваться бомбы общим весом до 500 кг. Также была возможность подвески выливного прибора 8В-116 для отравляющих веществ и зажигательных смесей. Прицеливание выполнялось штурманом с помощью прицела НКБП-3, установленного на правом борту. Сброс бомб осуществлялся механическим бомбосбрасывателем СБР-9. Оборонительное вооружение состояло из одного пулемета ШКАС с боекомплектом 500 патронов на шкворневой установке ОП-102, установленного над пассажирским салоном. Доступ к нему осуществлялся через двустворчатый дюралевый люк. На выхлопные патрубки двигателей были установлены кольцевые выхлопные коллекторы. Основные стойки шасси убирались в мотогондолы с помощью ручной лебедки. Заводские испытания проводились с 19 сентября по 2 октября 1942 г. Госиспытания в НИИ ВВС — с 26 октября по 15 ноября. Построен в одном экземпляре. Серийно не строился, поскольку двигатель М-12 не был запущен в серийное производство, а с М-11 самолет показал неудовлетворительные характеристики.


Як-6 модифицированный (ЦАГИ)

Модификация серийного Як-6 на основе рекомендаций ЦАГИ. На самолете были осуществлены следующие изменения: на двигателях установлены кольца Тауненда, на стыке центроплана с фюзеляжем установлены зализы, увеличена площадь элеронов, уменьшено поперечное V отъемных законцовок крыла, изменена система управления, снят резиновый трап с левой стороны центроплана.
Переоборудован в одном экземпляре из серийного Як-6 летом 1943 г. Испытания проведены в ЛИИ НКАП в августе 1943 г. Серийно не строился в связи с прекращением производства Як-6.


Як-6 модифицированный (завода №464)

Модификация серийного Як-6, выполненная КБ завода №464. На самолете были осуществлены следующие изменения: крыло выполнено разъемным, увеличена стреловидность консолей крыла до 16,5°, увеличена площадь руля высоты до 2,43 кв. м, в правом борту грузопассажирского салона установлен грузовой люк и пр. Изменения вызвали увеличение веса пустого самолета на 207 кг.
Переоборудован в одном экземпляре из серийного Як-6 весной 1943 г. Заводские испытания проведены с 18 по 21 марта 1943 г. Серийно не строился в связи с прекращением производства Як-6.


Як-6 модифицированный (завода №47)

Модификация серийного Як-6, выполненная КБ завода №47. На самолете были осуществлены следующие изменения: крыло выполнено разъемным, увеличена стреловидность консолей крыла до 15°, увеличено поперечное V крыла до 10°50', увеличена площадь элеронов до 2,13 кв. м, изменен угол установки стабилизатора, в правом борту грузопассажирского салона установлен грузовой люк, в крыле установлены два дополнительных бензобака по 90 л, общая емкость при этом увеличилась до 560 л, на выхлопные патрубки двигателей установлены кольцевые выхлопные коллекторы, изменено положение трубки Вентури, сиденье пилота приподнято на 45 мм, спинка сиденья отклонена назад на 40 мм и пр. Изменения вызвали увеличение веса пустого самолета на 147 кг.
Переоборудован в одном экземпляре из серийного Як-6 в мае 1943 г. Заводские испытания проведены с 6 по 14 июля 1943 г. Серийно не строился в связи с прекращением производства Як-6.


Як-6 противотанковый

В 1943 г, после того как ЦКБ-29 "Пегас" конструкции Д.Л. Томашевича прошел госиспытания с неудовлетворительным результатом и не был рекомендован к серийному производству, нарком авиационной промышленности А.И. Шахурин предложил реализовать ряд полученных технических решений на серийном Як-6 с целью создания дешевого и простого в производстве противотанкового самолета. Более глубокий анализ показал нецелесообразность подобной модификации, поскольку недостаточная мощность двух двигателей М-11 не позволяла установку на самолет противотанкового вооружения и бронирования.



   

<<

>>