Проект учебно-тренировочного истребителя Як-5 на базе УТ-2Л был выполнен под руководством ведущего инженера А.А. Синицына.
Самолет был изготовлен в августе 1944 г в одном экземпляре путем переделки из серийного УТ-2 №03813116, уже бывшего в эксплуатации (общий налет 173 часа 40 минут).
Постройка была закончена 28 августа. Первый полет выполнен 1 сентября (летчик-испытатель В.Л. Расторгуев). Заводские испытания проходили с 1 по 7 сентября.
С 9 по 26 сентября проводились госиспытания Як-5 в НИИ ВВС (летчик-испытатель и ведущий инженер А.В. Синельников).
В акте по окончании испытаний отмечалось, что проведенные изменения повысили летные данные и маневренные характеристики самолета, была улучшена управляемость.
В тоже время были отмечены недостаточная тяговооруженность, недостатки системы управления винтом и вооружения.
Самолет был возвращен для доводки и последующего предъявления на повторные госиспытания.
27 сентября 1944 г. на Як-5, пилотируемом А.В. Синельниковым, произошла катастрофа.
Во время перелета с аэродрома Чкаловская на Центральный аэродром, в районе завода Войкова при повороте на заходе на посадку из-за разрушения лонжерона оторвалась правая плоскость.
Пилот погиб. Причинами разрушения были некачественная древесина и производственный брак.
Источники: [1]; [2]; [3]