Для модификации был взят головной серийный самолет Як-3 ВК-107А с металлическим крылом №70-03, построенный тбилисским авиационным заводом №31 в марте 1945 г. согласно постановлению ГКО от 29 декабря 1944 г.
Этот самолет отличался от опытного Як-3 с крылом смешанной конструкции следующим: крыло заменено на металлическое с дюралевой обшивкой; установлен улучшенный двигатель с дополнительной нагнетающей маслопомпой и модифицированным регулятором наддува; качалки управления рулем высоты установлены на шарикоподшипниках; запас горючего уменьшен с 518 до 470 л; снят расходный бачок бензосистемы; установлен маслорадиатор ОП-622 с увеличенной охлаждающей поверхностью.
Вооружение не изменилось. Оно состояло из мотор-пушки Б-20М и одной (левой) синхронной пушки Б-20С с боезапасом по 120 снарядов.
Все указанные переделки были произведены с 12 апреля по 10 мая 1945 г. под руководством ведущего инженера ОКБ К.А. Скржинского и начальника группы прочности ОКБ С.Я. Макарова.
Цельнометаллический Як-3 ВК-107А проходил заводские летные испытания с 12 апреля по 10 мая 1945 г. (летчик М.И. Иванов, ведущий инженер по испытаниям А.М. Дружинин, механик Н.П. Кобцов).
За время заводских испытаний выполнено 13 полетов общей продолжительностью 4 ч 36 мин. Первый вылет состоялся на Центральном аэродроме 14 апреля 1945 г.
Самолет поступил в НИИ ВВС на госиспытания 11 мая 1945 г., проходил испытания с 25 мая по 9 июня 1945 г. (летчик Ю.А. Антипов, инженер по самолету И.А. Колосов, по ВМГ А.И. Хвостовский, по вооружению А.Г. Аронов, по спецоборудованию А.И Красовский, техник В.Ф. Сбитнев). Выполнено 44 полета общей продолжительностью 25 ч 50 мин.
В облете приняли участие летчики-испытатели НИИ ВВС А.Г. Кочетков, А.Г. Прошаков, Г.А. Седов, В.Г. Иванов, А.А. Манучаров и др.
По результатам госиспытаний было сделано следующее заключение: максимальные скорости удовлетворяют постановлению ГКО; остались неустраненными дефекты, выявленные на опытном Як-3 ВК-107А смешанной конструкции, прошедшем госиспытания в мае 1944 г.; дефекты ВМГ не позволяют полностью использовать боевой режим двигателя в полете.
Предлагалось устранить конструктивные и производственные дефекты до запуска самолета в серию.
источники: [1]; [2]