Як-3РД изготовили в ОКБ А.С. Яковлева в одном экземпляре путем модификации серийного самолета Як-3 № 1820 с ВК-105ПФ2 в декабре 1944 г.
Он проходил заводские испытания с 22 декабря 1944 г. по 15 мая 1945 г. (летчик В.Л. Расторгуев, ведущий инженер по испытаниям Б.С. Моторин, механик Н.И. Макеев).
Был произведен 21 полет (с 22 января по 14 мая 1945 г.) общей продолжительностью 7 ч 11 мин, в том числе 8 полетов с использованием РД-1.
Установленный на самолете ЖРД РД-1 №009 конструкции В.П. Глушко наработал 18 мин 50 с и имел при этом 40 пусков, из которых три в полете.
В процессе испытаний выяснилось, что электрическая система зажигания РД не соответствует заявленным данным и не обеспечивает необходимой высоты.
РД-1 №009 заменили на РД-1Х3 №018 (с химическим зажиганием), который наработал 6 мин и имел 10 пусков, в том числе один пуск в полете.
14 мая в полете при пуске произошла вспышка, разрушившая сопло двигателя.
По заключению В.П. Глушко, причиной явилось засорение пускового клапана стружкой, попавшей в двигатель при его сборке на заводе, и общая недоведенность пусковой химической системы.
Плохо работала автоматика РД, не раз приводившая к непроизвольному выключению двигателя.
В мае 1945 г. самолет был поставлен в цех ОКБ, где заменили РД, произвели полный технический осмотр самолета и устранили обнаруженные дефекты.
Полеты с новым РД возобновились 14 августа для подготовки к воздушному параду.
Во втором полете, 15 августа, после нормального включения РД через 10-15 с упала тяга при одновременном падении давления керосина.
Спустя еще несколько секунд кабина наполнилась брызгами и парами бензина, попавшими в лицо и глаза летчика, что крайне затруднило пилотирование.
Летчик выключил РД и благополучно сел на Центральном аэродроме. На земле комиссия обнаружила обрыв шунтовой трубки керосиновой магистрали высокого давления.
Неисправность устранили. В полете 16 августа после выключения РД самолет набрал высоту 2500 и, сделал "площадку" и плавно перешел в планирование, угол которого стал постепенно увеличиваться.
На пикировании, сначала почти отвесном, а у земли 45-50°, самолет врезался в землю. В.Л. Расторгуев погиб.
Причину катастрофы установить не удалось, но достоверно, что не было взрыва РД, пожара или явного разрушения самолета в воздухе.
В акте комиссии высказано предположение, что причиной катастрофы могла быть потеря летчиком способности управлять самолетом или поломка в системе управления рулем высоты.
источники: [1]; [2]