Рабочее проектирование варианта Як-3 с высотным двигателем ВК-105ПД началось осенью 1944 г.
Модификации подвергся Як-3 №36-20, на котором к концу января 1945 г. заменили двигатель и облегчили конструкцию.
Летчик М.И. Иванов испытал ВМГ модифицированного самолета в двух непродолжительных полетах с Центрального аэродрома 5 февраля (с винтом СВ-02) и 18 февраля (с винтом Л-2).
Была достигнута высота 9000 м, на которой давление бензина упало до нуля. Двигатель давал перебои.
19 февраля М.И. Иванов перегнал самолет в ЛИИ для дальнейших испытаний и доводки.
С 20 февраля по 5 мая 1945 г. Як-3 с двигателем ВК-105ПД №1012-43 завода №466 с двухступенчатым нагнетателем Э-100 (передаточное число 9,72) проходил летные испытания и доводку в ЛИИ.
С 23 февраля по 3 мая было выполнено 18 полетов (летчик С.Н. Анохин, ведущий инженер Е.Ф. Шварцбург) и произведена одна замена двигателя ввиду появления стружки в маслофильтре и отказа турбомуфты. Испытания часто прерывались из-за ненадежной работы двигателя и ВМГ.
Установлено, что выше 10 000 м в горизонтальном полете на номинальном режиме работы двигателя при полностью открытых заслонках водо- и маслорадиаторов температура воды выходит за допустимые пределы и наблюдаются периодические перебои в работе двигателя.
Ввиду невозможности установить нормальный режим работы двигателя 14 мая было решено закончить первый этап испытаний.
источники: [1]; [2]