Антология Як
Комментарии
В 1953 г. на авиабазе Райт-Паттерсон (Огайо, США) в обстановке строгой секретности проводились испытания Як-23.
Самолет был доставлен на базу в разобранном виде на борту транспортного самолета C-124.
После сборки пилот Том Коллинз в течении месяца проводил на нем полеты.
После окончания испытаний самолет вновь был разобран и на C-124 вывезен с территории базы.
Каким образом Як-23 попал в США и куда делся потом достоверных данных нет.
Версия, что это был трофейный экземпляр, захваченный в Корее не подтверждается.
Як-23 в боевых действиях участия не принимал и в КНДР вообще не поставлялся.
Доклады американских пилотов о якобы проведенных воздушных боях с Як-23 документального подтверждения не имеют
и являются результатом недостаточной осведомленности о вооружении противника.
Против этой версии говорит и то, что самолеты других типов, захваченных в Корее (Як-9, МиГ-15, Ил-10 и др.),
так же проходили испытания на авиабазе Райт-Паттерсон, но без особой секретности, после них они не исчезли бесследно и в настоящее время хранятся в авиамузеях США.
Предположение, что Як-23 мог быть похищен с территории Советского Союза и затем тайно возвращен назад не выдерживает никакой критики.
Случаев угона или вынужденной посадки на территории других стран также не зафиксировано.
Несколько более правдоподобна версия, что в Соединенные Штаты он мог попасть из одной из стран Восточной Европы после снятия Як-23 с вооружения.
Впрочем, не исключен вариант, что приведенные здесь фотографии подретушированы и вся эта история всего лишь розыгрыш.