Модификации:
Як-16/I
Як-16/II
Як-16/I
Ближнемагистральный десятимесный пассажирский самолет.
Представляет собой двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан классической схемы.
Каркас фюзеляжа овального сечения образован шпангоутами швеллерного сечения и стрингерами из прессованных уголков.
Обшивка фюзеляжа дюралевая, работающая, фиксируется заклепками с чечевицеобразной головкой.
В носовой части фюзеляжа расположена двухместная пилотская кабина.
В средней части находится пассажирский салон для перевозки 10 пассажиров.
Кресла расположены в два ряда вдоль боковых стенок фюзеляжа с проходом посередине.
По каждому борту пасположены пять окон прямоугольной формы.
Входная дверь установлена сзади по левому борту.
Кабина пилотов и пассажирский салон негерметичные, оснащены системой вентиляции и отопления.
За салоном предусмотрены багажное и туалетное помещения.
Задняя часть фюзеляжа пустая.
Крыло двухлонжеронное, с дюралевой работающей обшивкой, состоит из прямоугольного центроплана и трапециевидных отъёмных консолей.
Профиль крыла — Clark-YH.
Силовой каркас включает два двутавровых лонжерона с набором нервюр и стрингеров.
Под крылом за задним лонжероном установлены разрезные закрылки с пневматическим управлением.
Закрылки могут отклоняться от нейтрального положения вниз в фиксированное положение на 40°.
Элероны с щелевой компенсацией, дюралюминиевые с полотняной обшивкой.
Хвостовое оперение однокилевое свободнонесущее цельнометаллическое с дюралевым каркасом.
Вертиакальное оперение состоит из киля, килевого гребня и руля поворота.
Горизонтальное оперение состоит из стабилизатора и руля высоты.
На задней кромке рулей высоты и поворота установлены управляемые триммеры.
Обшивка киля, стабилизатора и носков рулей дюралевая, рулей и триммеров — полотняная.
Два семицилиндровых звездообразных поршневых двигателя воздушного охлаждения АШ-21 мощностью 700 л.с. установлены на сварных моторамах из стальных труб в мотогондолах в крыле.
Моторамы съемные, крепятся к передним шпангоутам мотогондол на резиновых демпферах.
Двигатели закрываются капотами круглого сечения из двух дюралюминиевых крышек.
Всасывающие патрубки карбюраторов оснащены противопылевыми фильтрами.
Винты двухлопастные автоматические изменяемого шага ВИШ-111В-20 диаметром 3,0 м.
Втулки винтов закрыты съемными коническими обтекателями.
Два топливных бака объемом 450 л расположены в центроплане.
Шасси убирающеся трехопорное с хвостовым колесом.
Основные стойки шасси консольного типа с масляно-пневматической амортизацией крепятся к переднему лонжерону крыла и убираются в мотогодолы.
Система уборки шасси пневматическая.
Колеса с пневматическим торможением размером 900x300 мм в убранном положении частично закрываются створками и выступают из мотогондол.
Хвостовое колесо неубираемое, размером 470x210 мм имеет автоматический стопор, связанный с управлением рулем высоты.
Построен в 1947 г. на заводе №464 в одном экземпляре.
Заводские испытания (ведущий инженер О.А. Сидоров, летчики-испытатели Ф.Л. Абрамов и Р.Ф. Фарих, механик П.С. Семин) проходили с 13 сентября по 2 октября 1947 г.
Первый полёт совершён 24 сентября. Госиспытания в НИИ ГВФ проведены в начале 1948 г.
Серийно не выпускался, поскольку предпочтение было отдано Ан-2.
Як-16/II
Военно-транспортный вариант Як-16.
Грузовой отсек с усиленным полом может вмещать 7 десантников с парашютами или 10 с вооружением, но без парашютов, либо до 1000 кг груза.
В санитарном варианте возможна перевозка до 6 раненых на носилках и одного медработника.
Носовая часть фюзеляжа удлинена на 400 мм, увеличена площадь вертикального оперения, на левом элероне установлен управлемый триммер, сзади в левом борту фюзеляжа смонтирован двухстворчатый грузовой люк с дверью.
Воздушные винты заменены на трехлопастные флюгерные В-511 без обтекателей.
На фюзеляже за кабиной пилотов установлена вращающаяся экранированная турель с аэродинамической компенсацией УТК-1 с пулеметом УБТ калибра 12,7 мм (боезапас 200 патронов).
Под центропланом крыла допускается транспортировка трех парашютно-десантных контейнеров ЦДММ-120 на внешних узлах подвески.
В хвостовой части фюзеляжа размещен замок для буксировочного троса десантного планера.
Для предотвращения обледенения винтов, фонаря кабины пилотов и несущих поверхностей установлена антиобледенительная система.
Радиополукомпас РПК-10 заменен на автоматический АРК-5.
Построен весной 1948 г. на заводе №464 в одном экземпляре.
Заводские испытания (ведущий инженер О.А. Сидоров, летчики-испытатели Ф.Л. Абрамов и Г.С. Климушкин, механик И.В. Казаманов) проходили с 31 марта по 27 апреля 1948 г.
Госиспытания в НИИ ВВС проведены летом 1948 г.
Серийно не строился в связи с отказом от выпуска гражданской версии Як-16.