Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 
 
     
     
 

Описание

 
 

ЛТХ

 
 

Чертежи

 
 

Окраска

 
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Як-16

Як-16


Модификации:

Як-16/I
Як-16/II


Як-16/I

Ближнемагистральный десятимесный пассажирский самолет. Представляет собой двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан классической схемы.
Каркас фюзеляжа овального сечения образован шпангоутами швеллерного сечения и стрингерами из прессованных уголков. Обшивка фюзеляжа дюралевая, работающая, фиксируется заклепками с чечевицеобразной головкой. В носовой части фюзеляжа расположена двухместная пилотская кабина. В средней части находится пассажирский салон для перевозки 10 пассажиров. Кресла расположены в два ряда вдоль боковых стенок фюзеляжа с проходом посередине. По каждому борту пасположены пять окон прямоугольной формы. Входная дверь установлена сзади по левому борту. Кабина пилотов и пассажирский салон негерметичные, оснащены системой вентиляции и отопления. За салоном предусмотрены багажное и туалетное помещения. Задняя часть фюзеляжа пустая.
Крыло двухлонжеронное, с дюралевой работающей обшивкой, состоит из прямоугольного центроплана и трапециевидных отъёмных консолей. Профиль крыла — Clark-YH. Силовой каркас включает два двутавровых лонжерона с набором нервюр и стрингеров. Под крылом за задним лонжероном установлены разрезные закрылки с пневматическим управлением. Закрылки могут отклоняться от нейтрального положения вниз в фиксированное положение на 40°. Элероны с щелевой компенсацией, дюралюминиевые с полотняной обшивкой.
Хвостовое оперение однокилевое свободнонесущее цельнометаллическое с дюралевым каркасом. Вертиакальное оперение состоит из киля, килевого гребня и руля поворота. Горизонтальное оперение состоит из стабилизатора и руля высоты. На задней кромке рулей высоты и поворота установлены управляемые триммеры. Обшивка киля, стабилизатора и носков рулей дюралевая, рулей и триммеров — полотняная.
Два семицилиндровых звездообразных поршневых двигателя воздушного охлаждения АШ-21 мощностью 700 л.с. установлены на сварных моторамах из стальных труб в мотогондолах в крыле. Моторамы съемные, крепятся к передним шпангоутам мотогондол на резиновых демпферах. Двигатели закрываются капотами круглого сечения из двух дюралюминиевых крышек. Всасывающие патрубки карбюраторов оснащены противопылевыми фильтрами. Винты двухлопастные автоматические изменяемого шага ВИШ-111В-20 диаметром 3,0 м. Втулки винтов закрыты съемными коническими обтекателями. Два топливных бака объемом 450 л расположены в центроплане.
Шасси убирающеся трехопорное с хвостовым колесом. Основные стойки шасси консольного типа с масляно-пневматической амортизацией крепятся к переднему лонжерону крыла и убираются в мотогодолы. Система уборки шасси пневматическая. Колеса с пневматическим торможением размером 900x300 мм в убранном положении частично закрываются створками и выступают из мотогондол. Хвостовое колесо неубираемое, размером 470x210 мм имеет автоматический стопор, связанный с управлением рулем высоты.
Построен в 1947 г. на заводе №464 в одном экземпляре. Заводские испытания (ведущий инженер О.А. Сидоров, летчики-испытатели Ф.Л. Абрамов и Р.Ф. Фарих, механик П.С. Семин) проходили с 13 сентября по 2 октября 1947 г. Первый полёт совершён 24 сентября. Госиспытания в НИИ ГВФ проведены в начале 1948 г. Серийно не выпускался, поскольку предпочтение было отдано Ан-2.


Як-16/II

Военно-транспортный вариант Як-16. Грузовой отсек с усиленным полом может вмещать 7 десантников с парашютами или 10 с вооружением, но без парашютов, либо до 1000 кг груза. В санитарном варианте возможна перевозка до 6 раненых на носилках и одного медработника. Носовая часть фюзеляжа удлинена на 400 мм, увеличена площадь вертикального оперения, на левом элероне установлен управлемый триммер, сзади в левом борту фюзеляжа смонтирован двухстворчатый грузовой люк с дверью. Воздушные винты заменены на трехлопастные флюгерные В-511 без обтекателей. На фюзеляже за кабиной пилотов установлена вращающаяся экранированная турель с аэродинамической компенсацией УТК-1 с пулеметом УБТ калибра 12,7 мм (боезапас 200 патронов). Под центропланом крыла допускается транспортировка трех парашютно-десантных контейнеров ЦДММ-120 на внешних узлах подвески. В хвостовой части фюзеляжа размещен замок для буксировочного троса десантного планера. Для предотвращения обледенения винтов, фонаря кабины пилотов и несущих поверхностей установлена антиобледенительная система. Радиополукомпас РПК-10 заменен на автоматический АРК-5.
Построен весной 1948 г. на заводе №464 в одном экземпляре. Заводские испытания (ведущий инженер О.А. Сидоров, летчики-испытатели Ф.Л. Абрамов и Г.С. Климушкин, механик И.В. Казаманов) проходили с 31 марта по 27 апреля 1948 г. Госиспытания в НИИ ВВС проведены летом 1948 г. Серийно не строился в связи с отказом от выпуска гражданской версии Як-16.



   

<<

>>