C-11 (Як-11) №170101 с двигателем М-21 (АШ -21) №21934678 построен по лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице 29 октября 1953 г.
Являлся первым экземпляром C-11, выпущенным в ЧССР. Первый полет в тот же день совершил летчик-испытатель Мирослав Шмидт.
13 ноября 1953 г он был передан в пражский Авиационный исследовательско-испытательный центр (VZLÚ).
12 января 1954 г возвращен обратно в Куновице.
6 июля 1954 г он был передан в состав 3 ИАД ВВС ЧССР, перелет на аэродром Лине выполнил надпоручик Ярослав Горчиц.
По состоянию на 25 декабря 1954 г самолет эксплуатировался в 5 ИАП, общий налет составлял 38,46 часов, совершено 89 вылетов.
По состоянию на 31 августа 1955 г самолет с бортовым номером ZF-23 эксплуатировался в 1 эскадрильи 16 ИАП, техническое обслуживание выполнял механик Богуслав Маху.
По состоянию на 2 октября 1956 г — механик Милан Ганзличек.
После исключения из состава ВВС передан SVAZARM (Союз содействия армии) ЧССР, где 23 сентября 1958 г получил регистрационный код OK-HFD.
В 1964 г прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был продан в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
С 1964 г находился в составе египетских ВВС и использовался в качестве учебно-тренировочного самолета.
Списан в 1970 г, после чего хранился в разобранном виде на аэродроме Эль-Ханда.
В июне 1983 г Ален и Раймон Капель ("Capel Aviation"), Жан Салис ("Salis Aviation de Cherny la Ferte-Alais") и Жак Бурре ("Aero Retro") совместно приобрели его в числе 41 списанных C-11.
Он был доставлен автотранспортом в контейнере в Александрию, погружен на судно и переправлен в Марсель.
В июне 1988 г владельцем самолета стал Стивен Грей (The Fighter Collection, Даксфорд, Великобритания).
Он был зарегистрирован в Управлении гражданской авиации Соединенного Королевства, получив регистрационный код G-BTHD.
По заказу The Fighter Collection в 1995-1998 г ООО "АРГ" (Россия) выполнила модернизацию самолета с приданием внешнего сходства с истребителем Як-3.
Модернизация включала в себя установку 12-цилиндрового V-образного двигателя жидкостного охлаждения Allison V-1710-F30R мощностью 1500 л.с.,
металлического трехлопастного винта Hamilton Standard,
одноместной кабины пилота с трехсекционным фонарем со сферическим беспереплетным козырьком и сдвижной средней секцией.
Хвостовое колесо выполнено убирающимся (подробнее см. здесь).
4 июля 1999 г он был возвращен в Великобританию.
Сборка и установка новой авионики произведена Classic Aviation Ltd (Великобритания).
Поскольку английский авиационный регулятор отказал в выдаче сертификата, полеты на нем не выполнялись.
В январе 2005 г он был приобретен музеем Planes of Fame (Чино, Калифорния, США).
В связи с продажей в Соединенные Штаты регистрация CAA была аннулирована 14 марта 2005 г.
9 января 2009 г он был регистрирован в Федеральном управлении гражданской авиации США, получив регистрационный код N130AM.
Первый полет в США выполнен 2 июля 2009 г.
На самолет были нанесены советские опознавательные знаки, его окраска копировала Як-3 летчика полка "Нормандия-Неман" Марселя Альбера (см. здесь).
Источники:
[1];
[2];
[3]