Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Як-11 №17201 построен на авиазаводе №272 в Ленинграде в декабре 1950 г. В феврале-марте 1951 г он прошел контрольные испытания в НИИ ВВС. Помимо прочего, испытания показали, что вывод выхлопных патрубков мотора под фюзеляж вблизи дренажной трубки маслосистемы не отвечает требованиям пожарной безопасности.
В апреле-мае того же года он был передан в ОКБ-115, где был переоборудован в вариант Як-11У. Заводские испытания Як-11У (ведущий летчик-испытатель — Г.С. Климушкин, ведущий инженер — В.А. Шаврин) прошли в конце 1951 г. Установка трёхколёсного шасси значительно улучшила рулёжные и взлётно-посадочные характеристики самолёта, обеспечив отличный обзор из кабины на рулении и в начале разбега. Как отмечал летчик-испытатель Г.С. Климушкин, на разбеге и взлёте самолёт был гораздо проще, чем серийный Як-11. Направление выдерживалось просто и не требовало особого вмешательства пилота. Кроме того, введение носовой стойки устранило опасность капотирования при резком торможении. По устойчивости, управляемости, пилотажным и лётным характеристикам самолёт практически не отличался от серийного Як-11, за исключением уменьшения дальности полёта до 825 км.
Контрольные испытания в НИИ ВВС (ведущий летчик-испытатель — С.Г. Фролов, ведущий инженер — В.В. Светлов) проходили с 5 по 29 февраля 1952 г. Акт испытаний был утвержден 25 апреля. В нем отмечалось, что вариант с трёхколёсным шасси по технике пилотирования на взлёте и посадке обладает преимуществом перед серийным Як-11, что значительно облегчает обучение лётчиков. Однако нормальная эксплуатация машин с трёхколёсным шасси в зимних условиях возможна только на расчищенных или плотно укатанных взлётных полосах, поскольку на недостаточно укатанном снежном покрове носовое колесо зарывается в снег. Отмечалось, что самолёт может быть рекомендован в серийное производство лишь при условии устранения обнаруженных конструктивных, производственных и эксплуатационных недостатков. В частности, не обеспечена нормальная работа топливной и масляной систем при действии на самолёт отрицательных перегрузок продолжительностью не менее 15 с, не обеспечена полная выработка топлива при длительном планировании и прочее.
Самолет был доработан в ОКБ-115 и с 1 июля по 31 июля 1952 г прошел дополнительные заводские испытания. Они показали, что бензо- и маслосистема машины позволяют производить полёты с отрицательными перегрузками продолжительностью до требуемых 15 с. После новых контрольных испытаний в НИИ ВВС он был снова возвращен в ОКБ на доработку. Отчет об окончательных контрольных испытаниях был утвержден 5 февраля 1953 г.

Источники: [1]; [2]


 

<<