Як-1 с двигателем М-106 и винтом ВИШ-61П являлся высотным истребителем-перехватчиком и предназначался для работы в системе ПВО, но мог успешно использоваться и как фронтовой истребитель.
Двигатель М-106 (М-106-1СК) являлся модификацией М-105ПФ и отличался от него в основном установкой односкоростного центробежного нагнетателя конструкции В.А.Доллежаля,
что обеспечивало за счет повышения давления наддува до 1175 мм рт.ст. более высокую мощность.
Як-1 М-106 имел крыло с металлическими лонжеронами, серийный фюзеляж Як-1 и облегченное металлическое оперение Як-7.
В консолях крыла были установлены два бензобака общей емкостью 400 л (305 кг); в центроплане крыла — два девятидюймовых круглых маслорадиатора.
Подвод воздуха для обдува маслорадиаторов осуществлялся через два туннеля, заборники которых размещались в носке крыла, в связи с чем всасывающий патрубок был сделан двухсторонним;
установлен новый туннель водорадиатора измененной по рекомендациям ЦАГИ формы, произведены другие более мелкие изменения.
Вооружение Як-1 М-106 состояло из одной мотор-пушки ШВАК с боезапасом в 120 снарядов и одного синхронного пулемета УБС с боезапасом 210 патронов.
Як-1 М-106 №3299 был построен филиалом ОКБ на новосибирском авиационном заводе №153 в конце 1942 г.
Он проходил заводские испытания в январе 1943 г.
Для чистоты эксперимента испытания провели как с двигателем М-105ПФ, так и с М-106-1ск.
Время набора высоты 5000 м с двигателем М-106-1ск составило 4,5 мин. Прирост скорости на различных высотах составлял около 20 км/ч.
Источники: [1]; [2]