Летом 1942 г. ОКБ предприняло ряд шагов по улучшению летно-тактических свойств серийных самолетов.
На опытном заводе № 115 на самолете №1047 были выполнены работы по облегчению конструкции и обеспечению кругового обзора из кабины летчика.
Облегчение было сделано по уже отработанной схеме путем снятия пулеметов ШКАС и установки металлического хвостового оперения.
Для уменьшения лобового сопротивления была предусмотрена уборка хвостовой опоры.
Но главной особенностью было новое остекление фонаря с беспереплетным козырьком и пониженный, в связи с его установкой, гаргрот фюзеляжа.
Заводские испытания, закончившиеся 25 июня 1942 г. (летчик-испытатель П.Федрови), показали значительное улучшение маневренности в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Набор высоты за боевой разворот составил 1200-1300 м, а время виража сократилось до 16-17 с.
Несравненно лучше стал обзор, причем установка зеркала позволяла летчику вести наблюдение за задней полусферой без поворота головы.
источник