Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Самолет Як-1 №3855 с лыжным шасси и мелово-клеевой окраской поверхности проходил совместные заводские и государственные испытания на саратовском заводе №292 в ноябре 1941 г. Испытания проводила бригада из представителей НИИ ВВС (инженер М.А. Пронин), военной приемки на заводе (летчик К.Д. Климушкин, инженер К.В. Гундобин), ЛИИ (летчик Н.С. Рыбко, инженер П.С. Лимар). Было выполнено 18 полетов для определения летных данных самолета и свыше 50 взлетов-посадок для испытания лыж и механизма их уборки.
Испытания показали, что в зимнем варианте Як-1 стал тяжелее на 74-75 кг (за счет замены колесного шасси лыжным - на 50 кг, за счет зимней окраски - на 4-5 кг и за счет утепления ВМГ - на 20 кг). Взлетная масса возросла до 2985 кг. Скорость во всем диапазоне высот уменьшилась на 30-40 км/ч.
Летные характеристики в основном стали хуже. Это объяснялось, главным образом, увеличением аэродинамического сопротивления из-за неплотного прилегания лыж к крылу и увеличения полетной массы самолета.
Увеличение длины разбега и уменьшение длины пробега являлись следствием более высокого коэффициента трения лыж о снег, чем колес о землю.
Зимняя меловая окраска увеличивала шероховатость поверхности и, как следствие, тоже снижала максимальную скорость на 7-10 км/ч и несколько ухудшала остальные летные характеристики. Однако при зачистке ("прошкуривании") поверхности самолета ее сопротивление становилось практически таким же, как до нанесения зимней окраски.
По технике пилотирования Як-1 с лыжным шасси и зимней окраской в основном не отличался от Як-1 с колесным шасси.

В январе 1942 г Як-1 № 3855 использовался в НИИ ВВС для испытания опытной системы заполнения баков нейтральными газами, изготовленной 5 января на заводе №292. Основная ее особенность заключалось в том, что в ней не использовались выхлопные газы. Углекислым газом заряжался специальный двухлитровый баллон. Давление зарядки контролировалось по манометру, а расход газа регулировался редуктором с отверстием в 0,7 мм. После открытия крана углекислый газ поступал в бензобаки под избыточным давлением 0,1 кг/см. При этом его концентрация в баках была от 4,9 до 34,2%. Вытеснение паров бензина происходило через дренаж. При испытаниях эта система работала надежно, но требовала специальной зарядки углекислым газом, что не всегда было возможно в фронтовых условиях.

С 7 марта по 24 апреля 1942 г. Як-1 №3855 проходил государственные испытания в НИИ ВВС с целью определения влияния установки бомбового и ракетного вооружения на летно-тактические характеристики самолета. Было выполнено 27 полетов общей продолжительностью 14 ч 50 мин. Испытания проводила бригада НИИ ВВС в составе: летчик-испытатель А.Г. Прошаков, инженер по самолету М.П. Пронин и техник В.Ф. Сбитнев.

Источники: [1]; [2]


 

<<