Як-1 №34104 был построен на саратовском авиазаводе №292 в конце октября 1942 г на средства трудящихся сельскохозяйственной артели "Сигнал революции" (ныне СХПК "Аграрник") села Усть-Курдюм Ворошиловского (ныне Саратовского) района Саратовской области.
Считается первым "именным" самолетом, приобретенным трудящимися тыла и врученным персонально конкретному пилоту.
В октябре 1942 г на собрании членов артели в ходе обсуждения подготовки к празднованию годовщины Октябрьской революции было принято решение сделать подарок Красной Армии и собрать средства на приобретение боевого самолета.
Председатель правления артели П.Д. Лиханин внес 1500 руб, И.Г. Морозов — 1000 руб, С. Чапова — 600 руб, С.Г. Кожевников — 500 руб, остальные внесли более мелкие суммы.
Всего за один вечер было собрано около 170 тыс. рублей, которые были внесены на расчетный счет №514031 в Саратовском отделении Государственного банка.
Самолет был вручен герою Советского Союза майору Василию Ивановичу Шишкину.
У заказчика было два критерия по выбору кандидатуры: это должен быть герой Сталинградского фронта и бывший колхозник.
В своих мемуарах директор завода №292 И.С. Левин утверждал, что это именно он предложил кандидатуру Шишкина, которого знал лично.
По другим сведениям выбор сделал командующий 16 ВА генерал-майор С.И. Руденко.
Косвенным подтверждением второй версии является ответное письмо летчиков колхозникам, в котором они указывают на решение командования.
Вскоре делегация из 8 представителей артели во главе с Лиханиным прибыла в Саратов на завод №292 и выбрала "подарочный" самолет.
1 ноября Шишкин прибыл в Саратов для получения самолета.
Он был передан летчику на аэродроме завода №292 делегацией, в состав которой входили первый секретарь Саратовского областного комитета ВКП(б) П.Т. Комаров,
председатель правления артели "Сигнал революции" Лиханин, секретарь партийной организации Гаранин, члены артели Глухов, Кожевников, Рязанцев, Уранов и др.
На борту самолета была нанесена дарственная надпись: "Сталинскому соколу майору Шишкину от колхоза "Сигнал революции" Ворошиловского р-на Сар. области".
В ходе общения с колхозниками Шишкин пообещал устроить демонстрационный полет над Усть-Курдюмом для всех жителей села.
Однако из-за плохой погоды полноценный показ с выполнением фигур высшего пилотажа выполнить не удалось, поэтому он сделал над селом несколько кругов на малой высоте и сбросил вымпел с запиской следующего содержания:
"До свидания, мои дорогие друзья. Лечу на фронт бить немца. Желаю вам успеха в труде! Ваш Василий Шишкин".
По прибытии на фронт обслуживание самолета выполнял механик старший сержант И.М. Ефимов.
10 декабря Шишкин посетил Усть-Курдюм и на состоявшемся митинге отчитался о проделанной боевой работе:
"Самолет, который вы построили на свои средства, обладает отличными, боевыми качествами.
Не одно ответственное боевое задание уже выполнено на этой быстрокрылой стальной птице.
За месяц со времени получения от вас подарка летчики нашего подразделения сбили в воздушных боях и на аэродромах 13 вражеских самолетов.
Недавно блестяще была проведена штурмовка вражеского аэродрома, в которой принял участие и ваш самолет.
На аэродроме было уничтожено 8 вражеских самолетов. Ваш подарок — замечательный боевой самолет.
На этой машине мне не раз приходилось штурмовать вражеские автомашины с пехотой, боеприпасами и другими грузами.
Обещание которое я вам дал, принимая от вас подарок, я выполняю с честью. Ваша машина стала грозой для фашистского зверья.
От имени всего летного и технического состава подразделения заверяю вас, дорогие товарищи, что мы, бойцы Сталинградского фронта,
в ответ на вашу заботу и внимание, в ответ на ваше стремление как можно больше и лучше помочь Красной Армии будем еще беспощаднее, еще отважней и самоотверженнее сражаться с оголтелым врагом, пока не сотрем с лица земли фашистскую нечисть".
Позднее Шишкин вспоминал об этом периоде:
"С половины ноября 1942 года я начал летать на этом самолёте под Сталинградом, где за всю операцию произвёл 55 боевых вылетов, во время которых сбил в воздушных боях 3 самолёта противника, а на земле уничтожил 31 автомашину, 45 повозок, свыше 70 солдат и офицеров".
В феврале 1943 г. 581 ИАП, которым командовал Шишкин, был отведен в тыл на доукомплектование. 3 февраля он был преобразован в 55 ГвИАП.
В апреле полк приступил к боевой работе на Центральном фронте. С 25 мая по 10 июля Шишкин выполнил 15 боевых вылетов.
5 июля в воздушном бою в районе Малоархангельск — Поныри Шишкин сбил в группе 2 He-111 и лично 2 FW-190.
Шишкин вспоминал: "Особенно знаменателен вылет 6 июля 1943 года, под Орлом в районе Поныри, где я патрулировал над линией фронта с группой из 12 истребителей Як-1.
Вместе со своим напарником майором Петровым я оторвался от своей группы и встретился с группой самолётов противника, состоявшей из 20 истребителей и 30 бомбардировщиков.
Мы завязали с ними бой. Мне запомнилось, как лёгко было драться на вертикалях с ФВ-190 — дарёный самолёт был облегчённый, и в бою я имел преимущество в высоте.
Вместе со своим ведомым мы сбили в этом бою 5 самолётов, из которых 2 "Фокке-Вульф 190" сбил я лично".
15 июля 1943 г полк был выведен в тыл и перевооружен на истребители Bell P-39. Материальная часть (в том числе дарственный самолет) была передана в 53 ГвИАП.
После того, как в 1944 г самолет был снят с вооружения, руководство Саратовской области и директор областного музея краеведения М.П. Голубева обратились с просьбой передать знаменитый самолет на хранение в Саратов.
Самолет прибыл в Саратов 31 декабря 1944 г в разобранном виде железнодорожным транспортом. Его сопровождали младший техник-лейтенант Шевчук и авиамеханик Волховский.
К сожалению, самолет не был выставлен в экспозиции, более того, персонал музея халатно отнесся к сохранению исторической реликвии.
Длительное время он содержался в неотапливаемом и неохраняемом бараке.
В результате ненадлежащего хранения, а также допущенного разграбления и вандализма, он пришел в полную негодность.
Попыток реставрации экспоната не предпринималось. 25 ноября 1955 г самолет был списан и утилизирован.
Летом 2004 г при разборке барака был обнаружен случайно сохранившийся фрагмент вертикального оперения, который в настоящее время находится в экспозиции музея.
Источники:
[1];
[2];
[3];
[4];
[5];
[6];
[7];
[8];
[9];
[10];
[11];
[12];
[13];
[14];
[15]