Модификации:
№17 (УТ-3) завода №115
УТ-3 завода №81
УТ-3 завода №301 предсерийный
УТ-3 завода №301 серийный
УТ-3 завода №47
УТ-3 эталон 1941 г. (№17А)
№19 (Я-19)
УТ-3 с двигателями МГ-31Ф
УТ-3 эталон №2
УТПБ
№17 (УТ-3) завода №115
Двухмоторный учебно-тренировочный бомбардировщик смешанной конструкции.
В различных документах обозначался как №17, Я-17, М-17, УТ-3.
Экипаж - 3 человека (пилот, штурман и стрелок-радист).
Фюзеляж ферменного типа, сварен из легированных стальных труб с проволочными расчалками. Обшивка дюралевая в носовой части и полотняная на фанерном и реечном каркасе в средней и хвостовой частях. Носовая часть фюзеляжа с кабиной штурмана отъемная и крепится на болтах. Остекление кабины целлулоидное. Нижнее окно, через которое осуществляется прицеливание при бомбометании, имеет внутреннюю защитную решетку. Кабина пилота размещается за штурманской и соединяется с ней дверью, открывающейся в обе стороны. За пилотской кабиной располагается бомбоотсек, за которым находится кабина стрелка-радиста. Над бомбоотсеком имеется лаз между кабинами. Задняя часть фюзеляжа пустая.
Крыло деревянное двухлонжеронное, неразъемное. Крыло с работающей фанерной обшивкой, снаружи оклеенной миткалем. Хвостовые части за задним лонжероном обтянуты только полотном. Элероны с щелевой компенсацией, разрезные, дюралюминиевые с полотняной обшивкой. Под крылом за задним лонжероном установлены дюралевые щитки.
Каркас хвостового оперения выполнен из дюралевых профилей и обшит полотном. Для повышения жесткости оперение подкреплено двумя подкосами из дюралевой трубы обтекаемой формы, идущими от фюзеляжа к переднему лонжерону стабилизатора, и расчалками, связывающими фюзеляж с задними лонжеронами стабилизатора и киля.
Два двигателя Рено-6Q-01 мощностью 220 л.с. установлены на сварных моторамах из стальных труб в мотогондолах в крыле. В дальнейшем предполагалась замена моторов на лицензионный вариант МВ-6. Двигатели оснащены двухлопастными металлическими винтами изменяемого шага Ратье-1363. Бензобаки по 310 л расположены в крыле между 1-й и 4-й нервюрами, маслобаки – в мотогондолах за противопожарной перегородкой.
Основные стойки шасси с ломающимися подкосами убираются в полете в мотогондолы. Амортизация шасси гидравлическая. Уборка и выпуск опор обеспечивается пневматической системой, аварийный выпуск осуществляется ручной помпой. Хвостовое колесо неубирающееся, ориентируемого типа с амортизацией резиновыми шнурами. В зимнее время на самолет предусмотрена установка деревянных лыж со шнуровой амортизацией. При этом стойки шасси фиксируются специальными замками и в полете не убираются.
Управление двойное: основное в пилотской кабине, в кабине штурмана установлены съемная ручка и откидные педали. Управление рулями направления и элеронами тросовое, рулями высоты – жесткое, с помощью тяг и качалок.
Стрелковое вооружение состоит из двух пулеметов ШКАС. Один расположен в кабине штурмана, второй в задней кабине на турели ТУР-8.
Бомбовая нагрузка 300 кг. Бомбы размещены в бомбоотсеке на держателях Дер-21. Створки бомболюка открываются тросовым механизмом. Бомбосбрасывателей два – основной электрический ЭСБР-3 и запасной механический АСБР-3. Прицеливание при бомбометании осуществляется через укороченный прицел ОПБ-1.
Самолет построен на заводе №115 в одном экземпляре. Постройка была закончена 31 декабря 1937 г. Заводские испытания проходили весной 1938 г. (летчик-испытатель Ю.И. Пионитковский).
Летом 1938 г. самолет был доработан. На него были установлены отечественные деревянные двухлопастные винты без коков. Жесткость хвостовой части фюзеляжа увеличена путем использования труб большего диаметра и замены проволочных растяжек лентами. Установлены электрогидравлическая система выпуска шасси и щитков и дисковые пневматические тормоза. Аварийный выпуск шасси осуществлялся ручной лебедкой.
Госиспытания проводились с 15 мая по 17 сентября 1938 г. (ведущий летчик-испытатель Я.Липкин).
По результатам испытаний было принято решение о серийном производстве на заводах №81 и №301.
УТ-3 завода №81
Конструктивно практически не отличался от опытного №17, поскольку был собран из узлов, полученных с завода №115. Оснащался двумя двигателями МВ-6 с несколько измененной формой капота и отечественными винтами. Бомбовая нагрузка составляла 200 кг. В связи с использованием других двигателей и некоторым увеличением веса конструкции, летные характеристики по сравнению с №17 несколько ухудшились.
Постройка самолета была закончена 4 сентября 1939 г. Был построен в одном экземпляре, после чего серийное производство было передано заводу №301.
УТ-3 завода №301 предсерийный
Оснащался двумя двигателями МВ-6 и винтами изменяемого шага АВ-3 без коков. В передней кромке крыла установлена фара.
Построен в одном экземпляре. Самолет был выпущен 1 сентября 1939 г. Госиспытания проходили с декабря 1939 г. по январь 1940 г. Было выявлено значительное ухудшение летных характеристик ввиду утяжеления конструкции и смещения центровки назад. По результатам испытаний для серийного производства предлагалось внести в конструкцию ряд изменений.
УТ-3 завода №301 серийный
В отличие от предсерийного образца экипаж состоял из двух человек (летчик и штурман). Стрелковое и бомбовое вооружение отсутствовало. Были изменены выхлопные патрубки, усилен костыль хвостового колеса, дверь между кабинами отсутствовала. Предусматривался запуск двигателей от автостартера.
Первый серийный самолет был выпущен 17 декабря 1939 г. Всего построено девять экземпляров. Войсковые испытания проходили с 15 мая по 15 августа 1940 г. Испытания показали необходимость серьезных изменений конструкции.
УТ-3 завода №47
Экипаж состоял из двух человек. Была изменена форма носовой части. Вместо задней кабины устанавливался фанерный обтекатель. Втулки винтов закрыты коками. Вооружение и радиооборудование отсутствовали.
Постройка первого самолета закончена 26 июля 1940 г. Первый полет выполнен 30 июля 1940 г. (летчик-испытатель Ф. Мокин). Испытания самолета проходили зимой 1940-41 гг.
Построен в двух экземплярах.
УТ-3 эталон 1941 г. (№17А)
Модернизированный вариант УТ-3. Построен на заводе №47 под руководством Е.Г. Адлера.
Экипаж из двух человек размещен в одной кабине под общим фонарем. Для улучшения обзора вперед, кресло инструктора расположено со сдвигом вправо относительно кресла курсанта.
Изменен угол установки крыла и стабилизатора.
Двигатели МВ-6А с развитым оребрением головок цилиндров, оснащенные увеличенными маслорадиаторами и пороховыми стартерами. В капотах сделаны дополнительные отверстия обдува головок цилиндров, на выходных щелях установлены регулируемые жалюзи. Для улучшения центровки моторамы удлинены на 150 мм. Емкость бензобака была уменьшена.
Шасси неубирающееся с консольными стойками. Хвостовое колесо с гидравлическим амортизатором. Выпуск и уборка щитков осуществлялся пневмосистемой.
Принятые меры обеспечили снижение взлетной массы примерно на 450 кг, позволили сместить центр тяжести вперед и вернули УТ-3 высокие пилотажные качества.
Построен в одном экземпляре. Заводские испытания проходили в марте 1941 г. (летчик-испытатель Ф. Мокин). Госиспытания проходили в апреле-мае 1941 г. (ведущий летчик-испытатель К.А.Калилец). По результатам испытаний было принято решение о серийном производстве, однако работы были прекращены в связи с началом войны.
№19 (Я-19)
Пассажирский вариант УТ-3. Построен на заводе №115 под руководством О.К. Антонова.
Крыло, оперение, мотоустановка и шасси аналогичны УТ-3.
Двигатели МВ-6 с деревянными двухлопастными винтами. Электрооборудование включало посадочную фару. На серийных Я-19 предполагалось установить винты изменяемого шага и радиоприемник В-3 для полета по радиомаякам.
Фюзеляж имел пассажирскую кабину на 5 человек. Пилотская кабина смещена вперед, а штурманская заменена коротким коком. Стальная ферма в районе пассажирской кабины обшита фанерой. С левой стороны за сиденьями располагалась дверь. У пилота имелся верхний аварийный люк. За пассажирской кабиной находился небольшой багажник.
Самолет был выпущен в конце 1938 г. Заводские испытания проводил летчик-испытатель Ю.И. Пионитковский. Госиспытания в НИИ ГВФ проходили 18-26 октября 1939 г. (ведущий летчик-испытатель Э.И. Шварц).
Построен в одном экземпляре. Серийно не строился ввиду прекращения производства УТ-3.
УТ-3 с двигателями МГ-31Ф
Проект модернизации УТ-3 с установкой 9-цилиндровых звездообразных двигателей МГ-31Ф мощностью 350 л.с. Предполагалось изменение носовой части фюзеляжа с частичным остеклением, расширение кабины, установка нового фонаря и т.д.
Проект не был реализован в связи с началом войны.
УТ-3 эталон №2
Проект модернизации УТ-3 с установкой двухкилевого оперения (по типу ББ-22).
Проект не был реализован в связи с началом войны.
УТПБ
Проект учебного пикирующего бомбардировщика на базе УТ-3 с установкой тормозных решеток под крылом.
Работы велись на заводе №47 под руководством Г.И.Бакшаева.
Проект не был реализован в связи с началом войны.