УТ-3 эталон 1941 г. (№17А) представлял собой коренную модернизацию серийного УТ-3.
Построен в одном экземпляре на заводе №47 под руководством Е.Г. Адлера.
Заводские испытания проходили в марте 1941 г.
Первый полет на №17А совершил заводской летчик-испытатель Ф. Мокин.
Затем для облета машины был приглашен А.Б. Юмашев.
После того как в апреле на нем совершил полет начальник НИИ ВВС А.И.Филина, Мокин перегнал самолет из Ленинграда на щелковский аэродром НИИ ВВС для проведения госиспытаний.
Госиспытания проходили в апреле-мае 1941 г. (ведущий летчик-испытатель К.А. Калилец, ведущий инженер Лисков).
Общий налет составил 55 часов 45 минут, из них более половины - ночью.
В ходе испытаний был выявлен ряд дефектов, в том числе неудовлетворительный обзор вперед-влево при взлете и посадке, теснота кабины, неудобные педали, отсутствие посадочной фары, применение устаревших приборов, неудачная конструкция порожовых стартеров и т.д.
В отчете НИИ ВВС указывалось:
"Модифицированный самолет УТ-3 2МВ-6А государственные испытания выдержал и может быть рекомендован для школ ВВС Красной Армии в качестве учебно-тренировочного переходного двухместного самолета.
Ввиду крайней необходимости, форсировать в 1941 г. постройку самолетов УТ-3 2МВ-6А с обязательным устранением всех дефектов, выявленных при госиспытаниях."
По результатам испытаний было принято решение о серийном производстве, однако работы были прекращены в связи с началом войны.
Источники: [1]; [2]; [3]