УТ-1б №47025 был переоборудован в штурмовик в САМ ВМАУ им. Сталина в феврале 1942 г.
В апреле 1942 г. старший инспектор-летчик ВМАУ к-н С.М. Шевченко выполнил на нем 4 полета в рамках дополнительных испытаний по программе ЛИИ ВВС ЧФ.
В конце мая самолет был передан в 1 АЭ 46 ШАП ВВС ЧФ. Самолет пилотировал с-т В.В. Прозор, обслуживание производил механик В. Козлов.
21 мая эскадрилья перелетела на аэродром Семеновка, где была продолжена подготовка личного состава. 25 июня полк перебазировался на аэродром Анапское.
10 августа полк перелетел на аэродром Гайдук. 23 августа — на аэродром Геленджик. 1 октября Прозор был переведен во 2 АЭ, оставшуюся в Геленджике.
С конца октября оставшиеся в живых 4 пилота эскадрильи (в т.ч. Прозор) вошли в состав МАГ НОР.
В период с мая по декабрь 1942 г. ст. с-т В.В. Прозор совершил 66 (по другим данным 140 или 145) боевых вылетов. В интервью, данном после войны, п-к В.В. Прозор вспоминал:
"- Практически я училище окончил в 1941 году. Меня хотели оставить инструктором. Но поскольку у меня три брата были на фронте, все - командиры Красной Армии, окончили академию еще до войны, то и я на фронт. И всеми правдами и неправдами рвался на фронт. В училище был создан 46-й штурмовой полк, который и убыл в начале 1942 года на фронт. Предварительно мы прибыли в Ейск. Немцы тогда уже подходили к Ростову. А Ейское училище еще в начале 1941 года было переведено в Моздок.
- И прилетели Вы воевать туда, где должны были учиться?
- Там было очень много училищных аэродромов. Как я уже сказал, наш 46-й штурмовой авиационный полк состоял из выпускников. А все командиры, начиная от командиров звеньев и выше, - инструкторы и очень опытные летчики морской авиации. /.../
- На каких самолетах Вы прилетели?
- Такого самолета вы сейчас не найдете - это УТ-1Б. Одноместный спортивный самолет, на котором показывали чудеса акробатики в воздухе. И вот его переделали под боевой. Под плоскости подвесили четыре реактивных снаряда, и два пулемета стояли прямо на плоскостях сверху. Прежде на нем летали очень подготовленные инструкторы, показывали акробатику в воздухе. А нас на нем тренировали для штурмовок, в том числе ночных. Со всех флотов собрали 40 штук. Из двадцати пяти рядовых летчиков нас через несколько месяцев всего осталось четыре человека. Остальных либо сбили, либо прожекторами загоняли в штопор, кое-кто разбился при посадке. Очень тяжелый был самолет по технике пилотирования. И скорость у него максимальная была всего 200 км/ч. Маленькая скорость. Вот в этот мой кабинет УТ-1Б можно было поставить. Такой маленький. Это был самый маленький самолет за всю историю отечественной авиации вообще.
- А куда и с какими задачами Вы вылетали?
- На передний край, по сухопутным целям, по катерам. У немцев были быстроходно-десантные баржи - по ним. Но по ним - реактивные снаряды. И прикрывали бомбардировщиков. Вот идут они на ночное бомбометание, а мы уже нацелены на прожектора, чтобы те их не схватили. Били мы по прожекторам и по зениткам. А на передний край наши подсвечивали, чтобы по своим мы не ударили. Когда мы были в воздухе, наши на передовой могли спокойно отдыхать, потому что немцы предпочитали во время авианалетов не стрелять и себя особо не обнаруживать.
- И сколько у Вас было вылетов?
- 145 на штурмовки с января 1942 года. Бывало иногда по пять вылетов в день. Скажем, когда Новороссийск немцы начали брать.
- Ясно, что все эти 145 штурмовок у Вас прошли удачно по конечному результату. Но, может быть, были какие-то особые, которые Вам запомнились?
- Это было на железной дороге от Крымска до Краснодара. Один раз летим, смотрю, состав идет. Я подлетел поближе и попал реактивными снарядами в паровоз. Единственный раз, когда я сам видел - что поразил. Правда, прожектора гасли сразу, когда в них попадали.
- И Вас ни разу не подбивали?
- Бог миловал. Вот в прожекторах в штопор сваливался раза четыре, наверное. Прожекторов штуки 4-5 -и ты их не видишь и вообще ничего не видишь, в том числе свой единственный прибор "пионер", который показывает крен. Ты держишься, держишься, но в слепую-то не можешь лететь до бесконечности. Ну и в штопор.
- А какие были рекомендации по борьбе с прожекторами?
- Выходить на луну, когда она есть. Луну всегда видно, при любых прожекторах. А вот в темную ночь уже сложнее. Многое зависит от регулировки самого самолета. У меня был механик Виктор Козлов, ленинградец. Он так хорошо отрегулировал самолет, что можно было управление бросить, и он сам выходил из штопора. Управление бросаешь, он сам, как пробка, выскакивал. Немцы же, как только ты в штопор попал, они теряют самолет сразу. Поэтому еще одна рекомендация была уходить от прожекторов резким креном.
- Среди Ваших командиров потери были большие?
- Ну командиры были очень опытные, причем это были командиры с тяжелых гидросамолетов МБР-2. Командир полка, командир эскадрильи - все были гидристы. И все командиры почти что остались живы. Потом все они на Север ушли, на Ил-2, там наш командир Георгий Павлов получил звание Героя Советского Союза. Но и потери там были. У нас же только один заместитель командира эскадрильи погиб."
В конце декабря самолет был перегнан на а/э Бабушеры и передан в 25 ИАП ВВС ЧФ, где был разоружен и использовался в качестве самолета связи.
29 апреля 1944 г. самолет, пилотируемый командиром 25 ИАП м-ром К.С. Алексеевым, потерпел катастрофу при посадке в следствие отказа мотора и последовавшего затем срыва в штопор, пилот остался жив.
К сожалению, фотографий фронтового периода УТ-1б №47025 нет. Известен только бортовой номер 10. Схема окраски восстановлена по фотографиям этого самолета, сделанным в апреле 1942 г, и аналогичных самолетов 23 ШАП.
Источники: [1]; [2]; [3]