Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 
 
     
     
 

Описание

 
 

ЛТХ

 
 

Чертежи

 
 

Окраска_1

 
 

Окраска_2

 
 

Окраска_3

 
 

Окраска_4

 
 

Окраска_5

 
 

Окраска_6

 
 

Окраска_7

 
 

Окраска_8

 
 

Окраска_9

 
 

Окраска_10

 
 

Окраска_11

 
 

Окраска_12

 
 

Окраска_13

 
 

Окраска_14

 
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

PZL-101

PZL-101 "Gawron"


Модификации:

PZL-101
PZL-101A
PZL-101B
PZL-101AF

PZL-101

Многоцелевой подкосный высокоплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси и закрытой кабиной. Представляет собой модификацию самолета Як-12М. Выпускался в двух вариантах: двухместный сельскохозяйственный PZL-101G1 и четырёхместный пассажирский/санитарный PZL-101G2.
Фюзеляж ферменной конструкции сварен из стальных хромансилевых труб. На ферме укреплена опалубка из набора дюралюминиевых профилей, обтянутая полотном. Ферма состоит из четырех продольных лонжеронов и восьми поперечных рам. Для обеспечения жесткости каркас расчален лентами-расчалками.
Герметичная кабина, размещенная в фюзеляже, оборудована двумя креслами. Левое кресло предназначено для пилота и регулируется по высоте. Дверь для входа в кабину находится на левом борту. В варианте PZL-101G1 за креслами установлена перегородка, позади которой расположен бак ёмкостью 800 л для химикатов массой до 500 кг. Снаружи предусмотрена установка трёх разновидностей съемных устройств: комплекты для распыления порошкообразных веществ, для опрыскивания водными растворами и опрыскивания масляными растворами. В варианте PZL-101G2 вместо грузового отсека расположены два дополнительных кресла для пассажиров или место для размещения носилок. Носилки или багаж загружаются через ромбовидный люк с левой стороны (аналогично Як-12М). В хвостовой части фюзеляжа мог устанавливаться буксировочный замок, к которому прикреплялся фал для буксировки планера.
Крыло разъемное, постоянного профиля по размаху, прямоугольной формы в плане со стреловидностью 4°. На законцовках установлены шайбы, препятствующие перетеканию воздуха вдоль крыла. Каркас крыла дюралюминиевый, образован двумя лонжеронами и набором нервюр. Обшивка дюралюминиевая, в средней части — полотняная. По всему размаху крыла установлен фиксированный металлический предкрылок. Крыло крепится к верхней части фюзеляжа с помощью двух стыковых узлов, V-образных дюралюминиевых подкосов и треугольных контрподкосов. В месте пристыковки крыла к фюзеляжу щель закрыта дюралюминиевыми зализами. Элероны и закрылки щелевого типа имеют дюралюминиевый каркас с полотняной обшивкой.
Хвостовое оперение металлическое. Носки рулей, киля и стабилизатора обшиты листовым дюралюминием, остальная часть обтянута полотном. Горизонтальное оперение крепится к фюзеляжу с помощью металлических узлов и двух подкосов, кроме того расчалено шестью расчалками.
Девятицилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения PZL AI-14R (лицензионный вариант АИ-14Р) мощностью 260 л.с. монтируется на сварной мотораме из стальных труб. На выхлопные патрубки двигателя установлены два коллектора, выведенные под нижними крышками капота. Двигатель закрывается дюралюминиевым капотом круглого сечения. Винт двухлопастной изменяемого шага В-530-Д11 диаметром 2,75 м.
Масляный бак емкостью 25 л установлен за мотором на противопожарной перегородке. В консолях крыла размещены два бензиновых бака общей емкостью 180 л.
Основное шасси безосное, с независимой для каждого колеса системой шнуровой резиновой амортизации. Колеса шасси размером 595х185 с пневматическими колодочными тормозами. Костыльное колесо размером 255х110 управляемое с масляно-пневматической амортизацией.
Разработан в Польше на варшавском предприятии WSK-4 (WSK-Okęcie) под руководством главного инженера Станислава Лассоты. Первый опытный экземпляр был выпущен в 1958 г. Первый полёт совершён 14 апреля 1958 г (летчик-испытатель Мечислав Милош). Госиспытания проведены летом 1959 в Институте авиации. С 1960 по 1962 г было выпущено 4 прототипа и 56 серийных экземпляров.


PZL-101A

Модернизированный вариант PZL-101.
Бак для химикатов из стеклопластика был интегрирован в структуру корпуса, его стенки выполняли функции обшивки фюзеляжа. С правого борта кабины появилась дополнительная дверь для пассажира. Пилотские сиденья были приподняты.
Был разработан в 1962 г под руководством инженера Феликса Бородзика. С 1962 по 1969 г было выпущено 260 серийных экземпляров.


PZL-101B

Модернизированный вариант PZL-101A.
Роль обшивки гаргрота фюзеляжа выполняла верхняя часть бака для химикатов, благодаря чему высота фюзеляжа снизилась на 0,31 м. Кроме того было увеличено сечение воздухозаборника маслорадиатора в нижней части капота двигателя.
Переоборудован из PZL-101A в одном экземпляре. Первый полёт совершён 9 марта 1965 г. Серийно не строился. Технические решения реализованы на серийных PZL-101A, начиная с 1965 г.


PZL-101AF

Вариант PZL-101A с форсированным двигателем АИ-14РФ мощностью 300 л.с. Первый полёт совершён 31 августа 1966 г. Выпущено 9 экземпляров.



   

<<

>>