Модификации:
И-30
Як-3 (И-30) с двигателем М-500
И-30
Опытный пушечный истребитель.
В различных документах обозначался как И-30, И-26У, Як-3 образца 1941 г, Як-1М.
Построен в двух экземплярах (И-30-1, И-30-2 "Дублер").
И-30-1 представлял собой низкоплан с убирающимся шасси. Конструкция планера самолета цельнометаллическая.
Фюзеляж был образован фермой, сваренной из стальных труб.
Носовая часть закрывалась дюралюминиевыми крышками-люками, закрепленными на замках "дзус".
В хвостовой части к ферме крепилась легкая опалубка из деревянных реек, на которой натягивалась полотняная обшивка.
Верхний гаргрот фюзеляжа выполнен из фанеры.
Цельнометаллическое двухлонжеронное крыло состояло из центроплана и двух отъемных консолей.
Профиль Кларк YH с относительной толщиной 15% в корневой и 7,65% в концевой части.
Крыло снабжалось автоматическим предкрылком и щитком из четырех секций, отклонявшихся на 50°.
Элероны имели металлический каркас и полотняную обшивку, на левом элероне располагался триммер.
Горизонтальное и вертикальное оперение образовано профилем RAF-30 с относительной толщиной 10%.
Киль и стабилизатор - двухлонжеронные. Рули с лонжеронами из алюминиевых труб обшивались полотном.
Шасси с консольным креплением колес, амортизаторы телескопические жидкостно-газовые.
Уборка и выпуск шасси, а также управление тормозами колес и посадочным щитком - с помощью сжатого воздуха.
Первоначально на И-30-1 устанавливался двигатель М-105ПД с нагнетателем Э-100, но из за его недоведенности позднее пришлось установить серийный М-105П без нагнетателя.
Двигатель оснащался выхлопными патрубками реактивного действия с обтекателями.
В исходном варианте был вооружен тремя пушками ШВАК калибра 20 мм (360 снарядов) и двумя 7,62-мм пулеметами ШКАС (1500 патронов).
В дальнейшем над двигателем было размещено еще два ШКАСа.
Постройка И-30-1 была закончена в апреле 1941 г.
И-30-2 в конструктивном отношении был более совершенным.
В 1941 г. его кабина была принята в качестве стандартной для всех истребительных самолетов ВВС Красной Армии,
а компоновка и конструктивное оформление установки пушек в крыле рекомендовались в качестве образца для крыльевых установок.
И-30-2 имел двигатель М-105ПД, деревянное неразъемное крыло без предкрылков.
Постройка была закончена в мае 1941 г.
И-30-2 госиспытаний не проходил, в мае 1941 г. для отработки двигателя М-105ПД был передан в ЛИИ, где потерпел аварию.
Согласно приказу НКАП была начата подготовка к массовому производству И-30 под обозначением Як-3, однако самолет серийно не строился в связи с началом войны.
В 1944 г обозначение Як-3 было присвоено другому самолету (см. на соответствующей странице).
Як-3 (И-30) с двигателем М-500
В апреле 1941 г была начата работа над проектом модификации Як-3 (И-30) с перевернутым V-образным 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения М-500 мощностью 1400 л.с.
Использование нового двигателя должно было повысить максимальную скорость до 640 км/ч.
Вооружение составляли две пушки ШВАК калибра 20 мм в крыле с боезапасом 200 снарядов, один синхронный пулемет УБС калибра 12,7 мм с боезапасом 300 патронов и два пулемета ШКАС калибра 7,62 мм с боезапасом 1000 патронов.
Предполагалась постройка двух опытных экземпляров к 1 сентября и 1 ноября 1941 г соответственно.
В июле 1941 г работа над проектом был прекращена, поскольку двигатель М-500 не был запущен в серийное производство.