Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 
 
     
     
 

ЛТХ

 
 

Чертежи

 
 

Окраска_1

 
 

Окраска_2

 
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

ББ-22

ББ-22


Модификации:

№22 (С-22)
№23
ББ-22 завода №115
ББ-22 завода №1 войсковой серии
ББ-22 (Як-2) завода №1 серийный
ББ-22 (Як-2) завода №81
Як-2 с КАББ-МВ
Як-2 с двойным управлением
ББ-22бис (Як-4) завода №1
ББ-22бис (Як-4) завода №81
БПБ-22 (№31, ББ-22ПБ)
Р-12 (СР-12)
И-29 (ББ-22ИС)
ББ-22 с двигателями М-107

№22 (С-22)

Свободнонесущий двухмоторный моноплан смешанной конструкции. Экипаж состоял из двух человек.
Средняя часть фюзеляжа деревянная, выполнена как единое целое с крылом. Носовая и хвостовая части фюзеляжа сварены из легированных стальных труб с проволочными расчалками; они являлись отъемными и крепились к средней части на болтах. Обшивка передней части дюралевая, задней — полотняная с фанерным гаргротом в верхней части. В носовой части расположена кабина пилота. В средней части находился бомбоотсек и фюзеляжные бензобаки, за которыми размещалась кабина штурмана, вписанная в обводы фюзеляжа. Хвостовая часть пустая. Для осуществления стрельбы из задней стрелковой установки гаргрот хвостовой части опускался вниз.
Крыло деревянное двухлонжеронное, неразъемное с работающей фанерной обшивкой. Лонжероны коробчатые с сосновыми полками и фанерными стенками. Hервюры выполнены из сосновых реек. Элероны с щелевой компенсацией, разрезные, дюралюминиевые с полотняной обшивкой. Под крылом за задним лонжероном установлены дюралевые посадочные щитки, отклоняющиеся при посадке на угол 50°.
Хвостовое оперение двухкилевое. Стабилизатор и кили деревянные двухлонжеронные с фанерной обшивкой. Рули высоты и поворота дюралюминиевые с полотняной обшивкой.
Управление рулями высоты и элеронами осуществлялось с помощью ручки, установленной в кабине пилота, и системы жестких тяг и качалок. Управление рулями поворота тросовое.
Два двигателя М-103 мощностью 960 л.с. установлены на сварных моторамах из стальных труб в мотогондолах в крыле. Двигатели оснащены трехлопастными винтами изменяемого шага ВИШ-22К. Водяные радиаторы размещены в хвостовых частях мотогондол и оборудованы выпускными управляемыми створками. Кроме того над редукторами винтов находятся два расширительных бачка с заправочной горловиной, через которую производится заполнение системы водой. Цилиндрические маслорадиаторы расположены внутри мотогондол. Два фюзеляжных бензобака расположены за кабиной пилота, четыре крыльевых — в межлонжеронном пространстве слева и справа от мотогондол. Маслобаки размещены в носке крыла.
Шасси трехколесной схемы с убирающимися в полете стойками и хвостовым колесом. Размеры основных колес 600х250 мм. Ширина колеи 4 м. Уборка и выпуск шасси производились гидросистемой с электроприводным насосом. От той же системы работал силовой цилиндр управления посадочными щитками. Аварийный выпуск шасси выполнялся лебедкой с ручным приводом. Торможение колес пневматическое, амортизация маслянно-воздушная.
Вооружение — 2 пулемета ШКАС. Один пулемет курсовой в носовой части фюзеляжа, второй шкворневый в кабине штурмана.
Самолет должен был стать универсальной платформой, для создания на его базе скоростного разведчика, истребителя и легкого бомбардировщика.
Самолет построен на заводе №115 в одном экземпляре. Постройка была закончена в декабре 1938 г. Первый полет состоялся 23 марта 1939 г. Заводские испытания проходили в марте-апреле 1939 г. (летчик-испытатель Ю.И. Пионтковский). Госиспытания проводились в НИИ ВВС с 29 мая по 7 июня 1939 г. (ведущий летчик-испытатель Н.Ф. Шеварев). По результатам испытаний были предложены рекомендации по улучшению машины.


№23

Проект модернизации самолета №22 путем установки более мощных двигателей М-105. Ввиду существенных изменений исходного проекта, данная идея была реализована позже при создании ББ-22бис.


ББ-22 завода №115

Модернизация самолета №22 в варианте бомбардировщика на основании рекомендаций макетной комиссии НИИ ВВС.
Кабина штурмана была перенесена вперед и размещена рядом с кабиной пилота, в связи с чем высота фюзеляжа увеличилась на 80 мм; бомбоотсек сдвинут назад и увеличен в размерах для обеспечения загрузки двух/четырех 100-кг бомб, предусмотрена возможность подвески двух бомб под крылом на наружных замках Д2МА; убраны фюзеляжные бензобаки; увеличена площадь водных и масляных радиаторов; увеличен размер основных колес шасси (700х300 мм). В кабине штурмана установлены два бомбосбрасывателя – основной электрический ЭСБР-3П и запасной механический МСШ-8, а также оптический прицел ОПБ-1МА.
В результате этих мероприятий вес вырос на 292 кг, запас топлива уменьшился, центровка сместилась назад, в связи с чем летные характеристики ухудшились.
Самолет построен на заводе №115 в одном экземпляре. Заводские испытания проходили в сентябре 1939 г. По результатам испытаний было принято решение о серийном производстве ББ-22 на заводе №1.


ББ-22 завода №1 войсковой серии

Машины войсковой серии конструктивно практически не отличались от опытного ББ-22. Кабина штурмана была оснащена стрелковой установкой СУ ББ-22. В качестве эксперимента на трех экземплярах вместо нее были смонтированы задняя шкворневая установка конструкции Фролова, стандартная турель МВ-3 конструкции Г.М. Можаровского и И.В. Веневидова и турель истребителя ДИ-6.
В марте 1940 г самолеты войсковой серии прошли войсковые испытания в НИИ ВВС. Испытания выявили недоведенность винтомоторной группы, быстрый износ колес шасси, плохой обзор из кабины штурмана, неотлаженное вооружение, недостаточную устойчивость, высокую посадочную скорость и ряд других замечаний.
Было построено 10 экземпляров.


ББ-22 (Як-2) завода №1 серийный

По результатам войсковых испытаний, в ходе серийного производства на заводе №1 произведены многочисленные изменения конструкции: увеличено сечение каналов радиаторов, установлен дополнительный маслорадиатор, водорадиаторы развернуты перпендикулярно воздушному потоку, на основные стойки шасси установлены спаренные колеса диаметром 700 мм. В связи с установкой задней стрелковой установки ДИ-6, гаргрот хвостовой части фюзеляжа был понижен.
Всего построен 71 экземпляр, после чего серийное производство было передано заводу №81.


ББ-22 (Як-2) завода №81

На самолетах завода №81 в ходе серийного производства производились различные доработки: изменена конструкция выхлопных патрубков, изменены тоннели водорадиаторов, доработана проводка управления, усилен замок костыля, прорезано дополнительное окно в полу кабины штурмана и др. Мероприятия по снижению веса и улучшению отделки позволили несколько повысить максимальную скорость полета.
Всего было построено 30 экземпляров.


Як-2 с КАББ-МВ

Одноместный штурмовик на базе серийного Як-2, оснащенный комбинированной артиллерийско-бомбардировочной батареей конструкции Г.М. Можаровского и И.В. Веневидова (КАББ-МВ). Батарея состояла из двух пушек ШВАК (боекомплект 300 снарядов) и двух пулеметов ШКАС (1000 патронов) на общей подвижной раме. Система устанавливалась в нижней части фюзеляжа вместо штурманской кабины. Стрельбу можно было вести как при неподвижном оружии, так и при его вращении от электропривода на угол от 0 до 30 градусов. Бомбардировочное вооружение включало две кассеты КД-1-1038 с возможностью подвески до 10 бомб АО-8 или АО-20 или одну кассету КД-2-438 с 4 бомбами ФАБ-50 или ФАБ-100. Органы управления бомбардировочным вооружением были перенесены в кабину летчика. Для улучшения обзора в носовой части фюзеляжа установлен плексигласовый обтекатель.
Был переоборудован один серийный Як-2 на заводе №32. Госиспытания проводились в НИИ ВВС в марте-апреле 1941 г (ведущий летчик-испытатель Н.Ф. Шеварев). Серийно не строился в связи с прекращением производства Як-2.


Як-2 с двойным управлением

Учебно-тренировочный вариант Як-2. Вместо кабины штурмана было установлено место инструктора с двойным управлением. Самолет построен в одном экземпляре путем переоборудования серийного Як-2 в феврале 1941 г. Госиспытания проводились в НИИ ВВС с 6 марта по 5 июня 1941 г. Испытания выявили неудачность конструкции кабины инструктора. Серийно не строился в связи с прекращением производства Як-2.


ББ-22бис (Як-4) завода №1

Модернизация ББ-22 путем установки более мощных двигателей М-105. Оснащался винтами изменяемого шага ВИШ-22Е, дополнительным 8-дюймовым маслорадиатором на внутренней поверхности мотогондол, удлиненными выхлопными патрубками, выведенными на верхнюю поверхность крыла, металлическими накладками на крыле под патрубками.
Самолет построен на заводе №1 путем переоборудования серийного ББ-22 в одном экземпляре в марте 1940 г. Заводские испытания проходили c 31 марта по 23 апреля 1940 г. (летчик-испытатель П.Н. Моисеенко). По результатам испытаний было принято решение о серийном производстве ББ-22бис на заводе №81. Второй недостроенный прототип был передан на завод №81.


ББ-22бис (Як-4) завода №81

Серийные ББ-22бис отличались от прототипа заменой цилиндрических маслорадиаторов сегментными типа ОП-252, располагаемыми в передней части мотогондол, наличием створок на выходе тоннеля радиатора для регулирования температуры масла в полете. Кабина штурмана была оснащена задней стрелковой установкой ТСС-1 с боекомплектом 800 патронов. На наружной подвеске под крылом на замках Д2МА-250 могли размещаться до 4 бомб общей массой до 500 кг. Кроме того могли использоваться подвесные топливные баки 100 л.
Всего было построено 90 экземпляров.


БПБ-22 (№31, ББ-22ПБ)

Пикирующий бомбардировщик на базе ББ-22. Был оснащен тормозными решетками, механизмом автоматического ввода и вывода из пикирования, улучшен обзор из пилотской кабины путем увеличения остекления.
Самолет построен на заводе №81 путем переоборудования серийного ББ-22 в одном экземпляре в октябре 1940 г. Первый полет состоялся 22 октября 1940 г (летчик-испытатель Я.Г. Пауль). Серийно не строился в связи с прекращением производства ББ-22.


Р-12 (СР-12)

Скоростной разведчик на базе ББ-22. На самолете были установлены двигатели М-105. Был оснащен радиостанцией РСР-3, двумя аэрофотоаппаратами: дневным АФА-1 и ночным НАФА-19. Вооружение — один курсовой пулемет ШКАС в носовой части фюзеляжа (боекомплект 600 патронов), один пулемет ультраШКАС в кабине штурмана (1000 патронов).
Построен на заводе №115 28 октября 1939 г. в одном экземпляре. Первый полет состоялся 15 ноября 1939 г. Серийно не строился.


И-29 (ББ-22ИС)

Одноместный истребитель на базе ББ-22. На самолете были установлены двигатели М-105. Вооружение состояло из двух подфюзеляжных пушек ШВАК (боекомплект по 300 снарядов на каждую).
Построен на заводе №115 в одном экземпляре. Первый полет состоялся в декабре 1940 г. Заводские испытания проходили весной 1941 г. Серийно не строился.


ББ-22 с двигателями М-107

Проект модернизации ББ-22 путем установки более мощных двигателей М-107. Ожидалось, что это даст прирост скорости до 650 км/ч. Работа над проектом велась с февраля 1940 по апрель 1941 г. Проект не был реализован в связи с необходимостью усиления крыла и связанным с этим изменением конструкции и увеличением веса, а также недоведенностью двигателя М-107.



   

<<

>>