АИР-9 был спроектирован в рамках объявленного 13 марта 1934 г. АВИАВНИТО конкурса на двухместный самолет с двигателем М-11 и закрытой кабиной.
Постройка самолета была завершена осенью 1934 г. Первый полет на АИР-9 был совершен 2 октября 1934 г (летчик Ю.И. Пионтковский).
АИР-9 демонстрировался на Парижской авиационной выставке, проходившей с 16 ноября по 2 декабря 1934 г.
Осенью 1935 г. АИР-9 участвовал в массовом перелете учебно-спортивных самолетов по маршруту: Москва — Горький — Казань — Сарапул — Пермь — Свердловск — Оренбург — Куйбышев — Саратов — Сталинград — Луганск — Сталино — Днепропетровск — Киев — Бежица — Москва.
Однако, на этапе Горький — Казань самолет, совершив вынужденную посадку, потерпел аварию и далее в перелете не участвовал.
Источники: [1]; [2]