В 1927 г. в обстановке ухудшения внешнеполитической обстановки, вызванной демаршем министра иностранных дел Великобритании Чемберлена
и последовавшего затем разрыва дипломатических отношений, в Советском Союзе ширилось движение по сбору средств на укрепление обороноспособности страны.
К началу 1928 года Осоавиахим собрал для ВВС около 10 миллионов рублей.
18 июня 1927 года в Ленинграде состоялось общегородское собрание пионеров, на котором присутствовала делегация пионеров Германии.
В совместном постановлении содержался призыв: "В ответ на угрозу войны наши отцы вносят деньги на постройку самолетов.
Юные пионеры должны также принять в этом посильное участие".
Газета "Пионерская правда" в инициативном порядке начала сбор средств на авиетку "Пионер".
В течение года было собрано более восьми тысяч рублей. Организационные вопросы, связанные с постройкой самолета взял на себя Осоавиахим.
Заказ на проектирование авиетки был передан А.С. Яковлеву. Изготовление АИР-2 "Пионер" было закончено в октябре 1928 г.
Первый полет совершил Ю.И. Пионтковский.
"Пионерская правда" по этому поводу писала: "Первый раз в мире ребята преподносят своей стране самолет.
В нем есть и части, построенные на средства немецких, английских и французских ребят. Авиетка, можно сказать, построена детским интернационалом".
В связи с этим на общемосковской конференции пионерского актива А. С. Яковлев был избран почетным пионером.
Источники:
[1];
[2];
[3]